Ретро-комедия - именно так определил жанр своей первой режиссёрской работы известный актёр Тамбовского драмтеатра Сергей Левандовский. А премьера спектакля символично состоялась в праздник души всех поклонников и служителей Мельпомены - вечером Международного дня театра.
Это был действительно очень добрый вечер, атмосферу которого смогли перенести со сцены в зал создатели нового спектакля. Хотя сама пьеса Семёна Ласкина «Акселераты» была написана ещё в начале 80-х годов прошлого века, она не часто ставилась, прошла почти незамеченной и со временем практически забылась.
Фото Александра Устинова
Как и многое из той жизни, когда, как заметил автор постановки Сергей Левандовский:
«Ещё не было мобильных телефонов и Интернета, а люди обсуждали свои проблемы, глядя друг другу в глаза. То есть когда многие из нас были молоды и, естественно, счастливы...».
Интерьер для нового-старого спектакля подбирали со всей тщательностью, в чём помогли друзья театра и хранители теперь уже музейных экспонатов. Так что все на сцене было подлинным, начиная от мебели и кончая главным «окном в мир» того времени - телевизором с солидной электронно-лучевой трубкой. Причём по телевизору этому по ходу спектакля вещал сам генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев. На которого, правда, никто из персонажей особого внимания не обращал, что тоже было чертой того аполитичного времени.
Но смысл спектакля всё-таки не в ностальгии по внешним атрибутам времени. Погружаясь в атмосферу происходящего на сцене, вдруг понимаешь, как важна простая искренность и теплота отношений, которые не заменить никакими достижениями информационных технологий нашего прагматичного века.
Сюжет пьесы довольно прост, и по нынешним временам интрига, вокруг которой развивается действо, не стоит и выеденного яйца. Просто юноша и девушка из девятого класса обычной советской школы публично заявляют о своей «помолвке» и бросают вызов взрослым, не собираясь скрывать своих отношений. А учительница, у которой далеко не всё хорошо в личной жизни, отказывается разрешить им сидеть за одной партой. Такие вот были «высокие отношения».
Однако люди той, ещё совсем недавней эпохи, что ожила на сцене, обладают некой подкупающей непосредственностью. Они искренни даже в плену своих условностей. Кстати, сам Сергей Левандовский, конечно, не мог здесь ограничиться лишь ролью режиссёра и сыграл маленькую, но весьма яркую роль в одной из сцен спектакля.
Фото Александра Устинова
А именно роль деда влюблённого персонажа, сотрудника старой советской закалки, комичного в своих идеологических принципах, но... по сути очень доброго человека, пытающегося скрыть это за внешне командным голосом и манерой общения. И это доброта и искренность персонажей действительно дорогого стоит. Такие постановки напоминают о том, что мы сейчас незаметно для себя теряем. Здесь нет ответов на вопросы - здесь есть информация к размышлению, несмотря на всю комичность ситуаций, в которые попадают герои.
«Этот спектакль я вынашивал целый год. Но работать над ним было очень приятно и легко. Потому что все, кто участвовал в его создании, стали единомышленниками этой идеи. За что всем им огромное спасибо. Мы просто хотели напомнить о том, что нельзя забывать, - признался Сергей Левандовский.
Время уходит, сменяются вещи, меняются люди. Но спящие чувства всё равно пробуждаются. И весна для этого - самое подходящее время.