Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

В Тамбове открылась посвящённая пандемии выставка «Чрезвычайное положение»

Культура
Фото: Фото Павла Васильева

Сегодня новости и самые различные мнения о пандемии коронавируса мы слышим, кажется, из всех возможных средств связи. Не смогли остаться в стороне от этой темы и многие современные художники. Тем более что находясь уже с марта прошлого года на самоизоляции, у них, как и у всех жителей России, появилось время поразмышлять над своим восприятием внезапно свалившейся на страну, да и на весь мир беды. Произведения художников на тему пандемии новой коронавирусной инфекции сначала онлайн, а затем и офлайн, стала собирать ещё в 2020 году московская галерея современного искусства «Триумф». Так родился проект выставки «Чрезвычайное положение».
 

Основная мысль

Её организаторы считают, что так как с момента выявления первого заразившегося ковидом прошло более года, то за это время мир изменился уже навсегда. Вирус разделил наше время на условные «до» и «после». Речь сейчас уже не идёт о возвращении к привычному образу жизни. Всё чаще говорится об относительно «новом» социальном порядке, который, не будучи до конца устоявшимся, повлиял на внешнюю политику государств, привёл к трансформации социальных институтов, перевернул наши моральные представления о чистоте, собственном теле и установил новые правила взаимодействия друг с другом.
«Нашему художественному проекту год, - рассказывает управляющий партнёр московской галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин. - Это первая в стране и одна из первых в мире выставок, посвящённых пандемии. Проект родился в Москве 19 июня 2020 года, ровно тогда, когда в России сняли ограничения, а остальные страны сидели в полном локдауне. Нашу первую большую экспозицию мы затем разделили на части. Одна часть была экспортирована в московский мультимедийный музей, другая часть стала основой выставки в Музее Москвы, которую назвали «Музей самоизоляции». В апреле 2021 года она завершила работу. И мы договорились, что откроем 1 июля её в Тамбове. И это удалось».
Уникальную коллекцию произведений современных художников на Тамбовщину привёз Емельян Захаров— коллекционер и медик по образованию, совладелец московской галереи современного искусства «Триумф».

Поддержка важна

Экспонирование выставки «Чрезвычайное положение» в Тамбовской областной картинной галерее было организовано при поддержке администрации области и Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Выставку современного искусства посмотрел и губернатор Александр Никитин.
«Данная экспозиция впервые демонстрируется в нашей области. И я уверен, что она вызовет интерес, - прокомментировал свои впечатления Александр Валерьевич. - Выставка необычная, экстравагантная. Она позволяет взглянуть на то, что происходило в прошлом году и происходит до сих пор, глазами художников, известных современных авторов. Работы вызывают чувства, близкие и понятные каждому. Этот футуризм впечатляет, особенно опустевшие детские площадки… Меня чрезвычайно удивило, что здесь есть работы, написанные за пару лет до пандемии. Думаю, что ценители современного искусства дадут высокую оценку этой выставке».

Участники проекта

Экспозицию «Чрезвычайное положение» составили работы 37 художников самых разных возрастов, которые через метафоры, символы или буквально отразили пройденные этапы пандемии и изменения, произошедшие вследствие этого. Среди художников есть такие звёзды художественного мира современного искусства, как Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Recycle Group, Дмитрий Гутов, Антон Кузнецов и другие.
А также и восходящие звёзды. Например, Павел Киселёв, который создаёт многомерные произведения на стыке картины и скульптуры. Художник коллекционирует изображения из интернета, видео, газет, а также звук, которые в дальнейшем использует в своих работах. Это и лауреат премии Кандинского, премии «Инновация» Маша Сафронова, с инсталляции которой — лодок с людьми в защитных костюмах и противогазах, «передвигающихся» по мусорным мешкам, - и начинается экспозиция в картинной галерее.
«Мы люди демократичные в своих устремлениях и стараемся не только звёзд выставлять, но и молодое поколение, - подчёркивает Дмитрий Ханкин, - Место нашего искусства элитарное в творческой структуре. Но надо и молодому поколению давать дорогу. К тому же у нас представлены художники не только из Москвы и Питера, а и из Нижнего Новгорода, Воронежа, Екатеринбурга».
К примеру, Ерор Той — участник нижегородской команды уличных художников «ТОЙ», а Слава Птрк – уличный художник из Екатеринбурга, работы которого чаще всего – горькая насмешка над происходящим в стране.

Многослойность

Дмитрий Ханкин отметил, что выставка «Чрезвычайное положение» - многослойная. В ней есть несколько режимов взаимодействия. Первый — поверхностный, на уровне «красиво - не красиво», «хорошо - не хорошо». Второй режим — некого проникновения. Для этого надо почитать этикетки, посмотреть текст. И третий режим — полного проникновения. Надо сесть за компьютер и посмотреть видеоматериал, который предоставили кураторы выставки. Эта мультимедийная часть огромна. В ней серьёзные специалисты рассказывают о том, как ведут себя люди попавшие в ситуацию самоизоляции.
 
Также московские галерейщики отметили и прекрасное расположение своей выставки в Тамбовской картинной галерее.
«Во первых, мы очень любим исторические здания, - акцентировали внимание организаторы проекта. - Особенно связанные с серьёзными личностями. Нарышкин — это выдающаяся личность, гуманист, покровитель искусств. Нарышкинская читальня — это один из первых экспериментов в области доставки публичного знания к людям разных сословий. Во-вторых, посмотрите какие высокие потолки. В Музее Москвы — они три сорок, в нашей галерее - четыре метра , а здесь 12 метров. Здесь наша выставка выглядит совершенно по-другому. Она сразу набрала воздуху. А воздух в нашем деле - союзник. Современное искусство оперирует разными форматами, но в основном крупными. Им нужен воздух. У вас в Тамбове наши произведения можно посмотреть как следует».

Мнения

Безусловно, отзывы об экспозиции будут самые разные. Уже в день открытия высказывались самые противоречивые мнения. Например, директор краеведческого музея Андрей Чиликин считает:
«Одна из функций культуры - получать наслаждение. Когда вы приходите на плохой спектакль, вы можете с него уйти, можете и остаться, но удовлетворения от него не получите. Я понимаю, тема пандемии важна. Мы будем всегда вспоминать людей, которых она унесла. Но у выставки на тему пандемии должен быть «свет в конце тоннеля». А здесь его нет. Здесь всё темно, выхода-то нет, и удовлетворения нет».
Особенно не понравилось Андрею Игоревичу произведение — многоэтажный дом, в котором можно посмотреть, что делается в каждой квартирке, где живут не люди, а монстры.
«Это уже вуайеризм, - считает Чиликин, - когда посетителю навязывают непреодолимое желание подглядывать и подслушивать за интимной жизнью других людей. А если ты в замочную скважину увидишь ещё и монстра, то это уже вообще клиника».
С ним совершенно не согласна молодой искусствовед, старший научный сотрудник ТОКГ Марина Мурлыкина:
«Это современное искусство. Оно концептуально и отвечает духу нашего времени. Художники коротко и ясно доносят свои мысли. В этот многоквартирный дом можно долго всматриваться, находить много любопытных и страшных деталей о нашей жизни. Впечатлил меня, к примеру, и зимний шар. С одной стороны — сказочный, а с другой, если вглядитесь внутрь, нет ничего страшнее этого произведения. Пустая детская площадка. Детские качели, которые опутаны запрещающей лентой во время пандемии. Это ли не символ нашего времени?»
Конечно, символами выставка очень богата. Их рассматривать и разгадывать можно подолгу. А уж кого и что впечатлит — огромный ли чёрный кабинет выставки со стендами, жуткий звук ИВЛ и пустая кровать, манекены с масками на носу, как из фантастических фильмов, апокалиптические уродцы или плакаты с распорядком жизни одинокого человека на самоизоляции, - решать каждому для себя.
Авторы: