Выход в свет новой книги, безусловно, всегда праздник и для автора, и для людей, способствующих её изданию. Публикация сборника «Страницы нашей жизни. Современная тамбовская драматургия» — на мой взгляд, знаковое событие не только к началу нового сезона его официального публикатора — Тамбовского молодёжного театра, — но и для всех любителей хорошего драматургического материала.
СТУДИЯ «ЛЕЗЕН-ПЬЕСА»
Чтение пьес, да не обидится читающая общественность, это всё-таки занятие не для каждого. Есть категория людей, помимо режиссёров, актёров и прочих тружеников театральной среды, для которых это не просто удовольствие, а и жизненная необходимость, существуют рядовые читатели, особо любящие погружаться в мир диалогов и монологов героев пьес. Как показала деятельность студии «Лезен-пьеса» при Тамбовском молодёжном театре, есть такие люди и в областном центре. Их интересует не только классическая драматургия, но и новые произведения данного литературного жанра, причём именно тамбовских авторов.
Ведь театр — живой и развивающийся организм. Он постоянно нуждается в современном материале. Заядлые театралы знают, что ежегодно проходят драматургические конкурсы и семинары, что являются проводниками для новых пьес. В театрах есть специальные заведующие литературной частью, которые занимаются отбором драматургического материала. Для не театральных же людей порой становится открытием, что драматургия может быть современной, а драматурги живут среди них.
Однако и те, и другие наверняка хотели бы знакомиться с драматургами, читать обзоры пьес или узнавать новости из мира драматургии. Так как современная драматургия поднимает самые разнообразные темы: социально-психологические, общественно-политические, духовные, семейные, межнациональные и многие другие. Благодаря современным пьесам можно знакомиться с культурой и мегаполисов, и провинции, размышлять о самоидентификации и успешности, месте человека в эпоху цифровизации и ускорения жизни.
Для такой аудитории тамбовчан завлит Молодёжки Александра Кальницкая и придумала проект студии «Лезен-пьеса» с последующим выпуском сборника пьес «Страницы нашей жизни. Современная тамбовская драматургия». Активно поддержал и стал руководителем проекта председатель комитета культуры города Тамбова Виктор Фёдоров. Координатором проекта выступил директор ТМТ Валерий Беляев.
«В прошлом театральном сезоне на собраниях студии «Лезен-пьеса» в Тамбовском молодёжном театре, — рассказывает Александра Кальницкая, — девять авторов прочитали свои драматические произведения членам жюри и присутствующим зрителям. Издание сборника явилось результатом их работы. Книга — единственное в своём роде общее издание тамбовских пьес XX и начала XXI века».
ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕС
Конечно, выборка материала для сборника — дело субъективное. Ведь ответ на вопрос, каковы лучшие пьесы нашего времени, будет всегда субъективным, кому бы его ни задать. С начала века прошло всего лишь двадцать лет. А это очень малый срок, чтобы новая драматургия прошла через испытание театром. Судьба пьесы очень часто зависит от того, как и кем она поставлена и поставлена ли вообще. Многие пьесы ждут порой и век, и полвека, пока не найдут свою реализацию. Но самое главное, чтобы драматургическое произведение прежде всего увидело свет, а не пребывало в рукописи. Поэтому публикация сборника пьес тамбовских авторов так важна.
К сожалению, тамбовские театры крайне редко обращаются к местным авторам. Если их детские инсценировки, надо признать, всё-таки появляются в репертуарах, то пьесы наших драматургов за несколько десятилетий для взрослой аудитории можно пересчитать по пальцам. Издатели сборника современной тамбовской драматургии хотели бы, чтобы как региональные, так и театры других областей обратили внимание на интересный материал, достойный воплощения на сцене.
«Сборник не случайно имеет название «Страницы нашей жизни», — пишет во вступительном слове в книге член Союза писателей России Валентина Дорожкина. — Проблематика пьес затрагивает вечные аспекты человеческого бытия: далёкая и недавняя история края, Отечества, поиск смысла жизни и душевное одиночество, духовные связи поколений и память сердца, доброта и милосердие, парадоксы существования в социальных и личностных стремлениях и многое другое. Общее содержание и художественная образность пьес отражают всю палитру современной драматургии и искусства театра от реализма до постмодернизма и предлагают нам в конечном итоге гуманистический смысл и надежду на самосохранение».
АВТОРЫ
Сборник содержит девять пьес, перед каждой из которых дана краткая информация об авторе. Нам приятно, что в книгу вошли две пьесы сотрудника нашей газеты Олега Алёшина. Олег Валентинович известен как поэт, драматург, журналист, печатающийся как в местных, так и столичных печатных изданиях. Он также издаёт на спонсорские средства «Рассказ-газету». В сборник вошли его пьесы «Улыбка Реймса» и «Вкус черешни». Последнюю Алёшин написал в соавторстве с Семёном Золотухиным. Для адвоката, публициста, историка-краеведа Золотухина это первый опыт в драматургии. Интересной деталью, стало опубликование в сборнике нотного материала двух музыкальных произведений к пьесе «Улыбка Реймса» написанных музыкантом Полиной Коруновой, нашей землячкой.
Автор следующей пьесы «Время великой скорби» известный российский писатель, доктор исторических наук, академик РАЕН, наш земляк Пётр Алёшкин. Три года назад у Петра Фёдоровича вышло 28-томное собрание сочинений, в которое вошли как художественные, так и исторические произведения. Многие из них посвящены теме крестьянского восстания начала прошлого века известного, как «Антоновщина». Вот и пьеса в сборнике также об этом непростом и трагическом периоде в истории тамбовского края.
Две пьесы из сборника написаны представительницами прекрасной половины из разных поколений. В творческом багаже журналистки старшего поколения, много лет работавшей в различных печатных изданиях области, Нины Веселовской несколько опубликованных художественных произведений, но ещё больше пока в рукописях. В её пьесе «Автостоп», как и в пьесе поэта, критика, журналиста среднего поколения Елены Луканкиной «Всё из ничего» действуют наши современники, чьи действия и размышления непременно заинтересуют читателей.
А вот Сергей Доровских, автор нескольких книг и главный редактор журнала «Литературный Тамбов», действие своего драматургического произведения поместил в 1653 год, когда только-только была возведена крепость Тамбов, а прибывший в Дикое поле архиепископ стал крестителем мордвы-мокши. Известный писатель Николай Наседкин предложил для сборника свою пьесу «Город Баранов». Её персонажи — поэт, художник, мафиози и их окружение — живут и работают в чернозёмном провинциальном городе Баранове, в котором так легко узнаваемы черты нашего родного города.
Другое произведение из книги, созданное сценаристом и драматургом Александром Поповым, «Кремовое платье с красными пуговицами» переносит читателей в иные, далёкие места. Герои одноактной пьесы живут и действуют в заснеженном Карельском крае. В отличие от драматурга со стажем Попова для сотрудника управления безопасности Державинского университета Юрия Самородова написание пьесы «Здравствуй, суббота» стало первым опытом в этом жанре. В творческой судьбе Юрия особую роль сыграли «Трегуляевские среды», проводимые известным тамбовским литератором Владимиром Селивёрстовым. Это, возможно, способствовало размышлениям Самородова и написанию им пьесы о взаимоотношениях творческих личностей из литературной среды.
Завершающее сборник приложение «Тамбовские драматурги ХХ века» Валентины Дорожкиной справедливо напоминает читателям о тех литераторах — Николае Архангельском, Иване Гладких, Дмитрии Девятове, Иване Елегечеве, Викторе Кострикине, Андрее Кружнове, Игоре Лавленцеве, Александре Стрыгине, которые стали предшественниками наших нынешних драматургов.