Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Екатерина Великая и её друзья: на Тамбовщине состоялся фестиваль «Prima domra»

Культура
Фото: Фото Полины Семишовой и Маргариты Матюшиной

Открытие концертного сезона в Тамбове в рамках второго фестиваля домрового искусства «Prima domra» мероприятие не случайное. У нас очень любят этот русский народный инструмент. Потому что пропагандистами домры на Тамбовщине всегда были очень талантливые музыканты. К примеру, в Тамбовском музыкальном училище организация отделения по классу домры связана с именем прекрасного специалиста Николая Наумова.
Создание 30 лет тому назад оркестра русских народных инструментов «Россияне», значительную часть которого составляют домристы, произошло благодаря замечательному дирижёру, заслуженному деятелю искусств РФ Юрию Храмову. Он и по сей день руководит коллективом. Многолетняя блистательная музыкальная деятельность Юрия Николаевича в этом году оценена высокой наградой. Он стал лауреатом областной премии имени Марии Мордасовой.

Екатерина Мочалова

Высокий титул - Екатерина Великая — в шутку пожаловал домристке Екатерине Мочаловой народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ композитор Александр Чайковский. Но с ним согласятся все, кто знаком с Мочаловой. Ибо она великая труженица и как музыкант, и как замечательный организатор, умеющий собрать для какого-либо проекта известных музыкантов и артистов. Это подтверждает и фестиваль «Prima domra», состоявшийся во второй раз на Тамбовщине.
Преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова виртуоз-балалаечник Андрей Горбачёв не только сумел сделать балалайку необычайно любимой в Тамбове, но и способствовал приглашению на работу в институт талантливейшей домристки Екатерины Мочаловой. А она, в свою очередь, смогла привить любовь к домре не только ученикам, но и жителям нашего города.
Её выступления с оркестром «Россияне» и организованный ею фестиваль «Prima domra» тоже большой вклад в пропаганду домрового искусства. Это доказывает и большое число слушателей, пришедших на концерт «The domra jazz», открывавший II фестиваль «Prima domra» в
Учебном театре ТГУ и посвящённый 125-летию возрождения русской домры. Художественными руководителями фестиваля выступили ректор ТГМПИ Роман Бажилин и приглашённый преподаватель Рахманиновского института лауреат различных всероссийских и международных конкурсов Екатерина Мочалова.
 
«Домра - это женское олицетворение русской инструментальной культуры. Балалайка – это русская душа, баян – это сила, мощь, русский дух. А домра - женское лирическое начало. Поэтому я назвала фестиваль «Prima domra», отдавая первый голос в его музыкальной палитре именно ей», - считает исполнительница.
Екатерина Мочалова является солисткой и концертмейстером Национального академического оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова. Она — первая исполнительница сочинений для домры и мандолины многих выдающихся современных композиторов. Кстати, написавших многие произведения специально для неё. Мочалова сотрудничает с различными ведущими оркестрами нашей страны и с такими дирижёрами, как Александр Сладковский, Юрий Башмет, Денис Мацуев.

Фестиваль «Prima domra»

Участвуя в фестивале «Денис Мацуев и его друзья», Екатерина Мочалова познакомилась с заслуженным артистом России, контрабасистом Андреем Ивановым. Этот музыкант является одним из лучших джазовых контрабасистов России. Он создатель новых принципов игры на данном инструменте, композитор и музыкальный продюсер.
Его игрой восхищаются не только профессиональные музыканты, но и политики, так как Иванов представляет российское искусство во всём мире.
Сейчас Андрей Иванов выступает на сцене с самыми именитыми музыкантами современности, в том числе и с известным пианистом Денисом Мацуевым. На суперпроекте «Мацуев и его друзья» у двух уникальных музыкантов - Екатерины Мочаловой и Андрея Иванова — и возникла идея совместного концерта. Они решили создать новую программу на стыке трёх жанров – классической музыки, фольклора и джаза. Синтез этих разных жанров редко звучит на сценических площадках. Поэтому все произведения, сыгранные на открытии фестиваля «Prima domra», с полным правом можно считать премьерными. Так как они впервые исполнялись с оркестром русских народных инструментов.
В программе концерта «The domra jazz» прозвучали произведения Николая Римского-Корсакова, Арама Хачатуряна, Исаака Альбениса, Андрея Микиты, Ольги Егоровой, Ефрема Подгайца и самого Андрея Иванова.
«Разнообразная фестивальная программа показывает, - считает заслуженная артиста России Марина Овсепян, - что домровое искусство сегодня успевает за всеми тенденциями, которые возникают в современном музыкальном мире. В руках мастера домра может делать практически всё. Поэтому ей подвластен и джаз. Ныне джаз относится к высокому искусству. А ведь долгое время он считался музыкой низшей расы. В США музыка негров была недостойна американского высшего общества. В нацистской Германии играющих джаз называли проводниками негритянско-еврейской какофонии. А в СССР джаз считался апологетом буржуазной жизни и агентом мирового империализма. Но время расставило всё по своим местам. Теперь у джаза в музыкальном мире всех стран по праву достойное место, наравне с другими классическими стилями».

Впечатления

Концерт солистов Андрея Иванова, Екатерины Мочаловой и оркестра «Россияне» можно назвать феерическим. Во-первых, тамбовская публика впервые услышала столь необычный дуэт домры и контрабаса, да ещё в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Во-вторых, они стали слушателями сразу нескольких премьер. Замечательные произведения — концерты «Рандеву» Подгайца и «Будущей весной» Микиты, «Кельтская сюита» Егоровой — показали насколько талантливую музыку пишут современные композиторы.
А какой восторг вызвали джазовые импровизации классических шедевров «Полёта шмеля» и «Танца с саблями» надо было слышать. Овации и крики «браво» сотрясли стены зала. Виртуозной была игра как московских гостей, среди которых надо ещё назвать и третьего солиста - барабанщика Фёдора Андреева, - так и музыкантов оркестра «Россиян», которым в течение программы замечательно дирижировали Юрий Храмов и Анна Семишова. Концерт показал, что Юрий Николаевич воспитал прекрасных профессионалов, которым под силу и такой жанр как джаз.
«Нас действительно вдохновила идея фестиваля, когда строго академичная, впервые звучащая в аранжировке для русских народных инструментов музыка, сочеталась с популярными джазовыми мелодиями. И прекрасно, что её есть кому с восторгом воспринимать. Для нас это, конечно, не прямая магистральная дорога, но в качестве эксперимента, безусловно интересно. Тем более играть её с такими мастерами, которые сегодня были в качестве солистов, одно удовольствие», - поделился впечатлениями Юрий Храмов.
Андрей Иванов тоже остался доволен своим первым выступлением в Тамбове и готов вновь вернуться с сольной программой. «Для меня стало откровением, что «Россияне» справились за одну репетицию с огромной программой, в которой есть и современная классика, и джаз, - сказал он после концерта. - Я рад сотрудничеству с таким оркестром. Думаю, что мы ещё поиграем вместе».

Концертный марафон

Второй фестивальный день прошёл в Музее-заповеднике С. В. Рахманинова «Ивановка». Солисты Александр Цыганков, Екатерина Мочалова, Елизавета Ракушина в сопровождении Поволжского камерного оркестра сыграли программу из классических произведений. Более расширенную программу они же показали на следующий день в Рахманиновском зале ТГМПИ.
Народного артиста РФ профессора Гнесинки домриста Александра Цыганккова тамбовская публика полюбила ещё на первом домровом фестивале. И теперь пришла на концерт, чтобы послушать виртуозную игру маэстро, каждая встреча с которым — наслаждение для слуха. Вот и Екатерина Мочалова поделилась воспоминаниями, как её, маленькой девочкой мама привела на концерт Цыганкова. Впечатление было столь велико, что с того дня первоклашка Катя и решила, что непременно станет домристкой. Но она не только освоила инструмент, но и выросла в большую артистку, виртуозностью покоряющий свой идеал — Александра Цыганкова. Что уж говорить о нас, рядовых слушателей, готовых рукоплескать её таланту.
В фестивальной программе публику ждал и сюрприз — выступление финалистки проекта «Синяя птица» домристки Елизаветы Ракушиной. 12-летняя юная Лиза уже великолепно освоила четыре музыкальных инструмента. Тамбовчан она покорила вдохновенной игрой на домре и гитаре. А затем наравне играла с корифеями классический цыганковский «Чардаш» в сопровождении Поволжского оркестра, которым руководит талантливый молодой дирижёр Михаил Мясников.
Под стать трём дням стало и закрытие фестиваля на сцене Тамбовского драмтеатра, где состоялся авторский вечер народного артиста России, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Чайковского. Благодаря Екатерине Мочаловой тамбовчане услышали концерт из произведений известного композитора, которые до этого не звучали в Тамбове.
Открытием для публики стала солистка Мариинского театра Ирина Шишкова, исполнившая романсы из различных циклов Чайковского в сопровождении рояля (профессор ТГМПИ Вадим Галушка) и домры (Екатерина Мочалова). Большое впечатление произвела таинственная и завораживающая пьеса «Вишнёвый сад» для домры и струнных.
«Мне очень нравится, как домра звучит со струнными. Тембры не смешиваются. Не скажу, что это новое, но интересное звучание», - призналась солистка Екатерина Мочалова.
Но ударным впечатлением всё-таки стал «Концерт для домры и оркестра», написанный Чайковским сравнительно недавно по совету Юрия Башмета для Екатерины Мочаловой. Композитору удалось создать глубокое произведение с драматическим содержанием, отражающем сущность человеческой личности. А благодаря его музыке Мочалова сумела раскрыть новую звуковую эстетику домры.
В результате получился музыкальный философский роман, главным повествователем которого является домра. А прекрасным обрамлением для неё — искусство дирижёра Михаила Мясникова и его симфонического оркестра Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова. Так что с полным правом можно сказать, что II фестиваль «Prima domra» - это четыре дня, которые потрясли тамбовчан.
Авторы: