Самый волшебный праздник в году стал поводом для появления очередной экспозиции, что открылась на экзотичной галерее под сводами Сбербанка на улице Карла Маркса в Тамбове. Это уже третья выставка, приуроченная к 180-летию Сбера. На этот раз объединение «Новая галерея» представила работы из собраний тамбовских коллекционеров, чей энтузиазм помогает сохранить произведения искусства.
Арт-директор «Новой галереи» Ирина Бирюкова уверена, что многие работы действительно могли бы быть утеряны, если бы не любовь к искусству и предприимчивость коллекционеров. Жизнь художников складывается по-разному. Некоторые не находят должного признания при жизни, другие продают свои работы за границу и следы их теряются, а третьи в порыве вдохновения и творческого переосмысления готовы даже затереть старую работу, чтобы на ее месте создать новую. Но каждое произведение становится знаком времени, и оценить его могут лишь зрители.
В нынешней экспозиции представлено более сорока произведений из собраний тамбовских коллекционеров.
Понятно, что это лишь малая часть, а перед Ириной Бирюковой стояла непростая задача представить зрителям самое характерное, сохранив атмосферу новогоднего праздника. А объединяет все коллекции как раз разнообразие жанров и стилей, в которых работают художники. В основном это местные авторы, многие работы здесь стали настоящим откровением. А их, несмотря на ограничения связанные с пандемией, хватает, и здесь двери Сбера открыты для соответствующих арт-экскурсий, естественно, с соблюдением всех противоэпидемических мер.
Когда-то эти картины украшали персональные выставки авторов, а сейчас работы Николая Отнякина, Сергея Архипова, Николая Ромадина напоминают о реалиях нашей совсем недавней истории. И здесь особенное место занимает масштабное полотно одного из участников легендарного объединения художников «На крыше». Это работа Михаила Афанасьева под названием «Тетя Клава, ребра дают!» — этакий срез времени из конца 80-х. В этом почти сюрреалистическом коллаже сошлись линии строящегося здания бывшего обкома КПСС, куда так партия и не успела вселиться; и серая очередь на фоне его конструкций и жухлого снега, по которому спешит баба Клава с авоськой за вожделенными ребрами, что не продавали, а «давали», как тогда было принято говорить. Такие времена...
Впрочем, здесь много работ и вне времени. И природа, и городские пейзажи, и натюрморты — очень профессионально выполненные или написанные в почти наивной, но моментально узнаваемой манере, как например наследие известного «выразителя души» Николая Карпецкого.
Смешение стилей и общий стиль познания самих себя и нашей культуры, что не устает показывать «Новая галерея». Независимо от погоды и времени года, начало которого снова рождает надежду на, что «все ещё будет…»