Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

В Тамбове открылась выставка заслуженного художника РФ Павла Золотова

Культура
Фото: Фото: Вадим Панов

В Тамбовском областном краеведческом музее открылась юбилейная выставка члена Союза художников России, заслуженного художника РФ Павла Золотова, где представлено всё разнообразие жанров изобразительного искусства, в которых мастер работал на протяжении нескольких десятилетий (0+). Как утверждают устроители вернисажа, природа тамбовского края даёт художнику бесконечное вдохновение для творчества, а зрителям — возможность увидеть мир его глазами. И благодарной публики на открытии выставки оказалось много, что, несомненно, принесло несказанную радость и организаторам, и самому виновнику торжества.
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА
На этот раз Павел Золотов отошёл от своей традиции составлять юбилейную персональную выставку из такого количества картин каково число исполнившихся лет. В нынешнюю экспозицию вошло более 70 живописных и графических произведений художника.
«Сегодня вы сможете увидеть всю разноплановость творчества художника, — пояснила заместитель директора ТОКМ Елена Романенко. — Выставка ретроспективная. Здесь представлены работы, начиная от ранней графики и завершая этюдами, написанными совсем недавно. Павел Юрьевич не впервые экспонирует картины в стенах нашего музея. И всё-таки эта экспозиция особенная».
А особенная она потому, что публика видит много незнакомых им до этого момента работ. Например, впервые знакомится с портретным жанром Зотова, выставленным в значительно расширенном объёме. Графические портреты близких художнику людей очень трогательны. Здесь портреты супруги Галины и в юные, и в более поздние годы. Рядом портреты сына Арсения, дочки Ксении, внука Артёма и внучки Полины. Кстати, все родственники пришли на вернисаж, чтобы поздравить родного человека с персональной выставкой, а дети ещё и поблагодарить отца за переданную им любовь к изобразительному искусству, которое они, также как и он, выбрали для своей профессиональной деятельности.
На выставке зрители, помимо пейзажей, портретов, натюрмортов, офортов и графики, смогут увидеть книжные иллюстрации Золотова. На открытие в музей, чтобы поздравить художника, пришла писательница Марина Ермакова, к книге которой «Семь сказок для Дианы» Павел Юрьевич сделал недавно замечательные иллюстрации.
«Марина написала книгу и обратилась ко мне, сказав, я буду ждать, когда ты освободишься, чтобы сделать иллюстрации к моей книге, — рассказал Павел Золотов. — Я целый год морочил ей голову. Затем очень долго болел и потом не работал полгода. А она говорила: я жду».
Однажды Павел Юрьевич сидел с внучкой Полиной в беседке. Девочка то и дело просила деда: нарисуй бабушку, нарисуй кота, нарисуй собаку, нарисуй себя.
«Я рисовал, а она смеялась, — продолжает рассказ Золотов. — В это время подошла Ксения и сказала: ты теперь понял, как надо иллюстрировать книгу Марины Ермаковой? И мы оформили книгу «Семь сказок для Дианы». Я с таким удовольствием работал над этой книгой, что теперь буду иллюстрировать следующую книгу Марины «Сказки бабушки».
ТАКОЙ РАЗНЫЙ ЗОЛОТОВ
Обширная выставка Павла Золотова в краеведческом музее дарит зрителям очень позитивные эмоции. И хотя буйство красок в импрессионистских полотнах прошлых десятилетий у нынешнего Золотова сменилось более чистой и сдержанной красочной палитрой, но именно в ней больше философской мудрости, глубины и не суетности. А доминантой юбилейной экспозиции выступает монохромное полотно «Цветы для Сергея Есенина». Во время пленэра на родине поэта в Константинове художники получили заказ на работу по есенинской теме.
«Мы работали неделю, — рассказывает Золотов. — Многие писали Есенина, стоящего у берёзы с пиджаком через плечо. Мне хотелось чего-то иного».
И художник вспомнил о старых коричневых фотографиях Есенина. Ему захотелось написать натюрморт в таком же колорите. Когда идея пришла в голову Золотова, дальше ему писалось легко и просто. Так появилось монохромное изображение уголка в доме Есенина с портретом поэта над столом у окна. Цветовая же гамма передаётся художником только в полевых цветах, стоящих в крынке на столе.
«Каждый раз мы удивляемся созвучности работ художника, — говорит Елена Романенко. — Они очень глубоки по замыслу. И знакомые тамбовские пейзажи, и городские зарисовки, и натюрморты у Золотова настолько хороши, что ложатся на душу. И все его картины воспринимаются очень музыкально. У каждой работы есть свой звук. Это особенность Павла Юрьевича».
Ведь Золотов к тому же ещё и музыкант. В краеведческом музее не раз проходили его бардовские творческие вечера, имевшие большой успех у публики. А сейчас Павел Юрьевич решил, помимо гитары, овладеть новым инструментом.
«Дочка с женой мне подарили пианино. И вот на старости лет я теперь его осваиваю», — смеётся Золотов.
НА ПУТИ К ТВОРЧЕСТВУ
Музыкальные задатки, как и художественные способности, у Павла Юрьевича с детства. Тогда он увлекался спортом, ходил в музыкальную школу. Но тяга к рисованию всё переборола. Первым опытом стал рисунок ладони, старательно обведённый ручкой на глянцевом листе дорогой книги из семейной библиотеки. Суровый выговор родителей не охладил пыл начинающего художника. И тогда на семейном совете постановили отдать сына в Тамбовскую художественную школу. Это решение и оказалось судьбоносным. Окунувшись в мир изобразительного искусства, более ни о каком другом творческом пути Павел уже и не мечтал.
«В компании ребят из художки, где я учился, мне было очень хорошо, — поясняет своё стремление стать художником Золотов. — Художественная школа запомнилась мне моим изумительным педагогом Верой Николаевной Хворостовой. Я ей очень благодарен за всё. За все переданные навыки. Именно она посоветовала мне полиграфический институт, который я потом окончил. Она мне рассказала про своего учителя, художника Дмитрия Жилинского, с которым я через много лет разговаривал уже в Художественной академии. Все школьные годы я с удовольствием рисовал и не хотел выходить из этого состояния. Зачем мне идти куда-то, заниматься чем-то другим, когда здесь мой мир, мои друзья, мои интересы. А дальше всё было элементарно».
После средней школы и службы в армии Павел окончил художественно-графическое отделение Тамбовского педагогического училища № 2. Здесь в мастерство посвящали его прекрасные художники-педагоги Владимир Коновалов и Анатолий Фалеев. Кстати, у Анатолия Васильевича много лет спустя учились Арсений и Ксения Золотовы.
В ПОИСКЕ
После училища Павел брался за всё: трудился в рекламном комбинате, создавал интерьеры магазинов, колесил по области в поисках заказов.
«Для начинающего художника важна школа, нужно просто научиться рисовать, — считает Золотов. — Потом уже, когда человек получит хорошее образование, он уже ищет себя внутри, происходит поиск самовыражения».
Этот поиск очень важен, потому что художников много, у всех разные взгляды на живопись, на мир в целом. Но каждый из них может быть по-своему интересен. Если духовный мир человека развивается, он пытается выложить его в цвете, в художественном исполнении, тогда получаются отличные картины. Поиск и развитие внутреннего мира — самое главное.
«Художник работает всегда, а вдохновение приходит от впечатлений, —убеждён Павел Юрьевич. — Попадаю в новое место — появляются новые впечатления, новые работы. Вдохновение — это что-то новое, что мы видим, попадая в другую среду. И каждый раз это даёт толчок, чтобы что-то написать».
Поиски себя и желание учиться у больших мастеров привели Павла Золотова в Московский полиграфический институт (ныне Академия печати), который он окончил по специальности «Графика». Получив диплом, художник вернулся домой, хотя у него и было несколько заманчивых предложений в столице. Но дома ждали семья, друзья, да и неторопливая провинциальная жизнь оказалась больше по душе, чем московская суетность.
МНОГОПЛАНОВЫЙ ХУДОЖНИК
Поначалу Павел увлекался офортами и натюрмортами. Но затем пришёл к живописи. А впечатления Золотов черпал из путешествий. И не только по родной Тамбовщине и стране. Творческие фантазии и яркость палитры ему подарили Египет, Бельгия, Польша, Германия, Чехия, Финляндия. Художник успевал посмотреть новые места и привезти кучу эскизов, набросков, зарисовок, которые потом воплощал в полотна.
Золотов необычайно активен и продуктивен. Он с удовольствием принимал участие в различных художественных проектах, пленэрах и выставках разного уровня. А ещё успевал преподавать на кафедре дизайна в ТГТУ. И студенты с горящими глазами говорили: «С нами занимается Золотов». За трудолюбие и внимание коллеги избрали его председателем Тамбовского отделения Союза художников России. И много лет (которые пришлись на непростое время для страны) на этом посту Павел Юрьевич решал все наболевшие вопросы художников и объединения.
И при этом он оставался мастером кисти. Его картины находятся как в музеях России, так и мира. Когда после творческих пленэров за рубежом художник выставлял свои 40—50 работ, то они тут же раскупались. Золотов до сих пор жалеет, что не сохранил их для себя в фотографиях.
«Павел Золотов удивительно многоплановый художник, — считает кандидат культурологии Кира Рындина. — Он сочетает в себе и художника-графика, причём мастера гравюры, а это сложный технологичный вид творческой деятельности, и живописца. На этой выставке присутствуют работы, отражающие все грани дарования художника».
Своё лицо, свой почерк сложились у Золотова сразу. У него не было такого периода, когда стиль художника похож на стиль кого-то из великих. И по прошествии лет значимость вклада Золотова в искусство была признана званиями «Заслуженный художник РФ» и «Почётный член Российской академии художеств».
«Да, ему присущи импрессионистичность, свежесть восприятия, свежесть передачи, — продолжает Рындина. — Проявились они в творческих работах во время поездок в экзотические страны. Например, пряный Восток нашёл отражение в его ярких палитрах. Другая палитра — в передаче сдержанной красоты средней полосы России. Это уже совсем другой язык. Конечно, больше всего у него пейзажей. Но и натюрморты передают особую затаённость. Это камерный рассказ о чём-то личном. А это не каждому мастеру даётся».
ДЕЛАТЬ, ЧТО ЛЮБИШЬ
Сейчас Павел Золотов многое оставил позади и сосредоточился на «Академических пленэрах».
«За последние десять лет я сильно изменился, особенно когда стал ездить на академические пленэры, — объясняет Павел Юрьевич. — Их организует воронежский художник Сергей Гулевский. На них собираются художники, для которых важно не только написать несколько этюдов, но и пообщаться, поговорить об искусстве. Художники записываются и ждут, чтобы попасть в такую компанию. Не зря же художники во все времена собирались по интересам. Например, импрессионисты всегда кучковались. Вместе пили вино и спорили. Но они искали истину. Так и мы же ищем истину во время работы на пленэре. Нельзя делать и не думать, рисовать красивые картинки. Всё время надо искать, двигаться. Красота должна быть внутренней и сложной».
Павел Юрьевич признаётся, что в своё время не мог понять творчества народного художника СССР Валентина Сидорова. Слишком просто были написаны его холсты. Но однажды Павел Золотов попал на выставку Сидорова в Третьяковке, посвящённую его 80-летию. Там были и работы 60-х годов.
«И тут я понял: какой же это мастер, — признаётся Павел Юрьевич. — До меня дошло, что этому человеку не надо никому объяснять, что он умеет рисовать. Он пишет не дорожку, небо с облаками. Он пишет свою юность. Что среди мальчишек, которые «бегают» у него на картине, он сам. Он пишет свою жизнь, а не красивые картинки. Он внешнюю красоту убирал, оставляя в работе только суть».
Именно в тот момент Золотов осознал, что необходимо в творчестве убирать всю внешнюю красоту. И он вывел для себя истину: ему не нужно никому доказывать, что он умеет рисовать, это не его проблема. Он должен рисовать то, что хочет, что любит делать.
Авторы: