Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Гиперзвуковая поэзия Шамана, или клич Ярослава

Культура
Фото:

В сентябре исполнитель популярных песен Шаман приезжает в Тамбов. Поэт Сергей Бирюков заинтересовался его творчеством.

Встанем!  Это слово внезапно пришло как озарение музыканту и поэту Ярославу Дронову, выступающему под сценическим именем Шаман (Shaman). Композиция «Встанем!», написанная им 2 января 2022 года и выложенная в Сеть 23 февраля 2022 года, взорвала интернет.
Прихотливый, раскачивающийся ритм начала этой песни постепенно захватывает внимание, заставляет вслушиваться в сочетания омузыкаленных слов. Напряженное спокойствие артиста длится, затягивает слушателя, и вдруг прорывается взрывом растянутого «Встаааааааанем!» и переходом в усиленное голосом биение сердца…
Мне приходится сейчас искать слова для описания воздействия песни. Но это воздействие было произведено на миллионы слушателей. Сотни тысяч оставили свои отклики под роликами с песней. По сути это единый голос народа. Затем, когда Шаман получил возможность встретиться со своими слушателями в живую,  это единство проявилось массовым вставанием на его концертах,  совместным  пением, бурным приемом артиста.
Сам Ярослав признается, что написал песню неожиданно для себя: «Её как будто кто-то продиктовал мне сверху». На самом деле изначальный посыл слова «встанем» активировал в артисте,  а затем и в слушателях, генетическую память. Ведь это призывное слово краеугольное для русского мира. Почти мгновенно вспоминается мощный хор «Вставайте, люди русские...» Сергея Прокофьева из фильма Эйзенштейна «Александр Невский» (стихи Владимира Луговского), безусловно «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Лебедева-Кумача и Александрова, «Люди мира, на минуту встаньте...» («Бухенвальдский набат» А.Соболева и В.Мурадели)...
Вся композиция  держится на базовом словаре: жизнь, смерть, правда, родные, дети, небо, Господь, истина, спасибо (а это и спаси Бог!), победа, песня, вечная память, Герои России, сердце (сердца)... Помимо этого: личностный мотив «Я знаю», утверждение, что память о погибших останется с нами «до конца», это подчеркивается повтором.
Здесь очень важно, что песню «затянем» и «снова затянем», что «ближе к ним станем» (к павшим) и что в пении  слово «Встанем» воспринимается и как «станем». То есть мы не только «Встанем», но перед «Станем», предположительно теми, кем должны стать те, за кем правда и истина. И в конце «в-станем» повторяется несколько раз в сочетании с «мы», как заклинание.
Я нарочито расчленяю текст, чтобы обозначить акценты, которые воспринимаются на интуитивном уровне, пронизанные музыкой, опетые уникальным голосом. Звуковой поток, организованный Шаманом, как будто вытянут из космоса и послан (возвращен) в космос через слушателей. Многие слушатели пишут под роликами о неземном и даже божественном голосе. И эта слушательская оценка  самая правильная.
Один из  радикальных русских авангардистов —  Алексей Крученых —  утверждал: «Поэт зависит от своего голоса и горла». В случае с гиперзвуковыми поэтами эта максима действует стопроцентно! Более того, Шаман эту зависимость подтверждает на концертах мощными заумными вокализами, в которых звуковые сочетания обращают нас к праязыковому восприятию мира, подтверждая сказанное более столетия назад Велимиром Хлебниковым, что заумное является сверхумным.
Сценическое имя Шаман пришло к Ярославу Дронову, по его словам, от поклонников, которые ощутили в его пении нечто магическое. Он прислушался к поклонникам и взял такое в общем не совсем обычное для жителя средней полосы России наименование. Шаманизм в России действительно есть — на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири.  Но артисту не обязательно соблюдать строгий научный подход, художник работает широкими мазками и часто бывает прав. Этим именем он сделал отсыл в том числе к тем народам России, для которых шаманизм актуален и тем самым сроднил их с другими народами, не только нашей страны. В России композицию «Встанем!» многие захотели не только слушать, но и петь.  Есть просто удивительные примеры такого проникновения в песню: школьница из  волгоградской области Лина Борисова, коллектив из Краснодара, группа бурятского землячества с острова Сахалин…
Ну и реакция зарубежных слушателей чрезвычайно интересна. Я просмотрел с десяток роликов. Особенно выразительны реакции наших чернокожих братьев и сестер с Африканского континента. Здесь речь идет не об оценочном восприятии, а об очень искреннем, непосредственном переживании. Они восприняли Шамана как своего, девушки прямо признаются ему в любви: I love Shaman! Их мимика, слезы, это невозможно сымитировать!
Точно такая же реакция постигла вторую песню возможного будущего цикла «Я русский!». Слушатели с Африканского континента, на мой взгляд, восприняли эту песню как свою! Шаман, кстати, это предвидел: клип построен таким образом, что после окончания собственно композиции действие переносится в район Голливуда, где в машине едут два чернокожих парня, двигаясь в такт песне «Я русский!», но это еще не все, далее уже инопланетяне в своем межзвездном корабле включают эту песню и танцуют под нее. Блестящий футуристический ход!
О клиповом мастерстве Шамана следует говорить отдельно. Клип на композицию «Я русский!», на мой взгляд, выстроен идеально под стать этому рок-манифесту. Сочетание русского народного распева с ритмами и синкопами тяжелого рока создает мощную ауру. Я определил бы такой стиль как русскую народную психоделику. У Шамана, есть русские  предшественники в этом направлении, например Валерий Кипелов и Константин Кинчев. И все-таки Шаман абсолютно оригинален и радикален. Здесь он снова опирается на базовый словарь: воздух, солнце, небо, ветер, любить, дышать, кровь, отец, сердце, песня, дом, мир… и даже такие слова как «повезло» (мотив удачи) и «на зло» (мотив преодоления, вопреки неприятию») тоже из базовых… Кроме того, включаются важные, определяющие позицию героя песни, утверждения: «И мне другого не нужно// Такой какой есть // И меня не сломать // И все потому что // Я русский...». Типичная для фольклора антропоморфность природы здесь чрезвычайно обострена: «Солнце в небе смотрит на меня // Надо мной летает вольный ветер // Он такой же как и я». Сама песня, созданная героем, становится одушевленной: «В небо улетает эта песня //И зовет меня с собой // А во мне пылает мое сердце // Освещая путь домой».
Экономность словаря, богатая, разветвленная нюансировка, мощность распева на открытых гласных московским говором вместе с  отлично организованной пластикой, включающей игру с микрофоном и микрофонной стойкой (и в клипе и на живых концертах особенно) — все это создает совершенно неподражаемый образ. Плюс, конечно, дреды, которые очень органичны для этого образа. Шаман ими размахивает, они очень выразительно  обрамляют лицо артиста. Шаман сам как бы в шутку определяет дреды как русскую народную прическу, намекая на схожесть с пшеничными колосками. Я добавлю, что прическа Шамана очень похожа действительно на русскую народную, посмотрите на героев-русичей в том же фильме «Александр Невский», стриженных «под горшок»!
Мощь этой гиперзвуковой поэзии такова, что она буквально сносит всю накипь, которая образовалась за последние 30 лет на нашей эстраде, все это гопничество с претензией на протестность с их тачками и баблом.
Хотя Шаман, разумеется, не ставит себе таких задач. Он действует на своей территории, ему «другого не нужно»! И эта территория уже состоит из ста городов, которые подали заявки на его концерты, а там, где они уже состоялись не было пустых мест, а залы были заодно с Шаманом.
Вместо плача Ярославны, мы услышали клич Ярослава. Хотя Ярослав и скрылся под именем Шамана.
 

                                                  Сергей Бирюков

 
 
 
Авторы: