Школа юных критиков начала работу в январе. Здесь с ребятами занимается педагог, поэт, ведущий библиотекарь учреждения Мария Знобищева, сообщает РИА «ТОП 68».
«Как возникла идея создать школу юных критиков? Когда мы, библиотекари, общаемся с детьми, узнаём их мнение о прочитанных книгах, чтобы понять, какие из них пользуются спросом у аудитории, а какие-нет, мы сталкиваемся с одной большой проблемой — дети не умеют формулировать собственные мысли. Эту же проблему озвучивают родители и школьные учителя. Для того чтобы развить культуру устного и письменного высказывания, мы создали такую новую структуру», — рассказывает Мария Знобищева.
Школа является подростковым клубом по интересам, но знания, полученные здесь, пригодятся и при сдаче государственных экзаменов в популярном формате сочинений и эссе.
Педагог отмечает, что важно сохранить в ребенке стремление узнавать что-то новое, все ученики пришли к ней по своему желанию. После прочтения книги ребятам предлагается несколько вариантов заданий, за лучшее выполнение полагается приз. Школьники могут выбрать между письменным отзывом, видеозаписью с прочитанным отзывом, буклуком, иллюстрациями к произведению или не участвовать совсем.
«Некоторые ребята спрашивают, можем ли мы просто посидеть с вами и послушать обсуждение. Не включаясь в дискуссию, в выполнение заданий. Безусловно, да», — говорит преподаватель.
Мария Знобищева считает, что многим детям знакомство с литературной критикой нужно начинать с произведений, которые близки современному читателю. А уже потом можно переходить к романам Тургенева и Достоевского. Так, в первую очередь на обсуждение в школе критиков вынесли книги современных прозаиков, лауреатов детских литературных премий. В список попали «Дети неба» (12+) Ирины Краевой, «Zoom. Карантинная история» (16+) известного тамбовского автора Елены Бороды и «Янка» (16+) Тамары Михеевой. В каждом произведении читатель сталкивается с типичными подростковыми темами.
«Есть такое направление — библиотерапия, лечение через книги. Когда психолог и специалист по чтению работают вместе и назначают человеку, как в аптеке, определённый набор книг, который соответствует его триггерам. У нас что-то схожее. Когда понимаешь, что особенно волнует ребёнка, иногда ненавязчиво подскажешь, что, например, на этой полке у нас стоят книги по той или иной теме», — делится педагог.
Начальные занятия посвящены изучению простых литературоведческих критических инструментов: проблематика и конфликт произведения, психологическая характеристика персонажей, художественные средства, которыми пользуется автор. Так ребята учатся работать в контексте качественной любительской критики. На этом этапе они перестают оценивать произведение критериями «понравилось» и «не понравилось» и учатся его анализировать.
Кроме того, Мария Знобищева уверена, что несколько ее учениц готовы перейти на более профессиональный уровень критики, которая предполагает четкое и конструктивное и рассмотрение в контексте реалий времени, в системе других подобных и детальное определение целевой аудитории. В этом случае критик смотрит на произведение с писательское точки зрения.
Мария Знобищева лично знакома с такими крупными критиками, как Елена Погорелая и Валерия Пустовая. Также она планирует выходить с лучшими работами учеников на площадки литературных изданий.
Школа юных критиков (6+) ждет на бесплатные занятия всех желающих. Для того, чтобы присоединиться к изучению мира литературы, нужно написать в официальную группу школы или на личную страницу преподавателя.