Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Тамбовский писатель Михаил Гришин находит сюжеты для своих книг в реальной жизни

Культура
Фото: из архива М. Гришина

Сегодня многие предпочитают искусство в видеоформате, а бумажную книгу держали в руках последний раз в школе. Умами овладели блогеры, а как же писатель? Неужели современные технологии задвинули его на второй план? О том, как себя чувствуют в цифровую эпоху инженеры человеческих душ, мы решили узнать у тамбовского писателя Михаила Гришина, который уже 50 лет занимается литературным творчеством.  

Первая публикация 

Михаила Гришина часто приглашают на творческие встречи. Обычно это библиотеки, школы, книжные магазины и даже детские садики. И везде, по его словам, он чувствует неподдельный, искренний интерес людей к своему творчеству, живую реакцию на отрывки из своих произведений. Конечно, писатель сейчас не соберет стадион, как их собирали в 60-е Евтушенко и Вознесенский. Но всегда, в любые времена есть люди, которые интересуется не только бытом и поп-культурой, но и чем-то более глубоким и тонким, что бередит душу и заставляет искать ответы на мучающие вопросы.

«Вот эти люди были и будут нашей основной целевой аудиторией, выражаясь современным языком. И когда пишешь очередное произведение, то всегда имеешь в виду именно такого — образованного, вдумчивого, эрудированного читателя. И удивительное чувство, что твои мысли поймут, а твоим героям будут сопереживать как настоящим, заставляет высоко держать планку мастерства и испытывать радость от процесса творчества. Поэтому, по моему мнению, писатель ничего не растерял и авторитет не уронил», - делится Михаил Гришин.

Много лет назад первоклассник Миша Гришин из Рассказовского села Саюкино первого сентября получил в подарок от десятиклассницы книгу борисоглебского писателя Юрия Третьякова (такая вот хорошая традиция была в советское время). Это были детские рассказы, которые так тронули душу мальчишки, что с тех пор он влюбился в чтение, а со временем и сам стал писать, в том числе и повести для детей. Книгу с памятной надписью Михаил сохранил до сих пор и считает ее своим талисманом. 

 

На мероприятии, посвященном итогам конкурса им. С. Сергеева-Ценского
Фото: из архива М. Гришина

В школе он был редактором стенгазеты, а в 15 лет его очерк о земляке, ветеране Великой Отечественной войны Александре Дмитриевиче Моисееве опубликовала районная газета «Трудовая новь». Это потом его публикации на разные темы стали частыми гостями на страницах газеты, а тогда Михаил увидел свои имя и фамилию под статьей с замиранием сердца. Как никак первая публикация! 

«Написать рассказ об этом человеке мне помогло то, что я был заядлым читателем и хорошо знал всех библиотекарей в округе. А Александр Дмитриевич работал в нашей школьной библиотеке. Мы часто разговаривали с ним, он вспоминал о своей военной молодости, и у меня сложился емкий образ этого замечательного человека, который я и попытался передать словами рассказа», - вспоминает Михаил.

На край земли за жизненным опытом 

Окончив Тамбовский железнодорожный техникум, Михаил работает на заводе и одновременно становится внештатным корреспондентом рассказовской районной газеты «Трудовая новь» и областной молодежной газеты «Комсомольское знамя». Участвует в теперь уже ставшим легендарном литературном объединении «Радуга» под руководством Семена Милосердова. И неустанно пишет рассказы, повести, пробует себя в жанре романа. 

Молодой прозаик осознавал, что необходим жизненный опыт, чтобы не выдумывать сюжеты, а брать их из окружающей действительности. А действительность всегда богата самыми разнообразными событиями. Работая на заводе, будущий автор романов и повестей часто бывал в командировках, объездил почти весь Советский Союз. Перестройка и лихие 90-е захватили Михаила Гришина своим вихрем, да так, что он оказался за несколько тысяч километров от дома и три года провел на вечнозеленом тропическом острове Шри-Ланка у южной оконечности Индии. 

М. Гришин на острове Шри-Ланка
Фото: из архива М. Гришина

В Тамбов он вернулся с огромным багажом знаний и впечатлений, что нашло отражение в его художественных произведениях. Михаил твердо решает стать писателем, потому что воплощать в слове идеи и сюжеты, которые переполняли его, стало для него насущной потребностью. В начале 2000-х годов в издательстве «Книжная лавка писателя» мэтра тамбовской литературы Александра Акулинина вышел сборник рассказов «Дождь, самогон и коробка конфет». Яркое название, захватывающие динамичные истории — все это завоевало сердца читателей. И вдохновленный успехом Михаил публикует в одном из ведущих издательств России свое первое произведение крупного жанра - «Вкус мести». Его можно было бы определить как криминальный роман с острым социальным звучанием, показывающий общественные язвы, появившиеся в эпоху слома старого и становления нового строя.

С головой в литературу

Михаил Гришин пробует себя в самых разных литературных жанрах и успешно сдает экзамен самому недоверчивому читателю — подростку. Его повести — «Старая прялка», «В гостях у Бабаси», «Золотой медальон», «Девочка-уникум», «Остров с призраками», «Медведь по имени Заплатка» разговаривают на понятном для юных читателей языке и в них присутствует неуловимый аромат таланта детского писателя Юрия Третьякова, чей сборник рассказов когда-то стал для Михаила поворотной точкой в его творческой судьбе.

Как сценарист Михаил Гришин участвовал в нескольких телевизионных проектах, он автор сценария восьмисерийного телефильма «Облака, испачканные пылью». И снова невероятный кульбит — Михаил Гришин пишет и публикует в столичном издательстве военный роман «Черный шлейф атаки».

«Я посвятил его своему дяде, который в 17 лет ушел на фронт, а в 19 — погиб. Он был танкистом и все члены экипажа дали слово, что тот, кто выживет, приедет к родным погибших и расскажет о последних минутах жизни их сына, брата, отца. Выжил командир танка, он сдержал свое слово, приехал к нам и рассказал, как погиб мой дядя. Эта история стала нашей семейной реликвией, которую мне передал отец и которую я воплотил в своем романе «Черный шлейф атаки», - делится Михаил.
Встреча с воспитанниками детского сада "Подснежник" г. Тамбов
Фото: из архива М. Гришина

Тревожная весна 45-го

Военная тема продолжается, но уже в смежном жанре — ретродетективе «Крик филина». Он вышел в серии «Тревожная весна 45-го. Послевоенный детектив». Действие происходит в первые послевоенные месяцы, когда вся страна охвачена радостью Победы. Военное лихолетье породило волну бандитизма, в бой с которым вступают вчерашние фронтовики. И снова у главного героя есть прототип из реальной жизни. Это еще один родственник Михаила — муж его тети Илья Иванович Журавлев. Он был участником войны и после возвращения с фронта работал участковым милиционером.

«Это был готовый портрет советского милиционера — честного, смелого, справедливого. И Илья Иванович был именно таким. Поэтому мне ничего не пришлось выдумывать, когда я описывал характер главного героя — сотрудника уголовного розыска, полного тезки своего прототипа Ильи Журавлева. Я просто списал его со своих воспоминаний об этом уникальном человеке», - поясняет Михаил.

Ретродетективную серию продолжил роман «Свинцовая воля». Этот жанр сегодня на подъеме, и Михаилу особенно удается создавать динамичные захватывающие сюжеты, ставить своих героев в нестандартные, порой опасные для жизни ситуации. Но всякий раз добро побеждает зло, а преступник несет заслуженное наказание.

Встреча с читателями в книжном магазине г. Тамбова
Фото: из архива М. Гришина

Запечатлеть уходящий колорит

Но, пожалуй, самым заветным и любимым жанром для Михаила остается деревенский рассказ. Здесь реальные жизненные истории обрастают вымышленными подробностями, порой смешными, порой трагическими.

«Меня интересует эта тема, потому что я сам родился и рос в деревне. Сегодня деревня потихоньку исчезает, многие сёла уже заброшены. Поэтому и хочется запечатлеть сельский колорит, этих добрых и немного наивных бабушек и дедушек, их особый деревенский говор. И, как правило, рассказ я заканчиваю на щемящей ноте, чтобы в душе читателя что-то осталось», - рассказывает прозаик.

А на какой ноте завершить наш рассказ о писателе Михаиле Гришине? Наверное, все-таки на оптимистичной, потому что потребность в интересных историях, написанных живым языком, всегда останется в душе человека, в какую бы эпоху он не жил – бумажную или цифровую.

 

Авторы: