Начало нового концертного и театрального сезона в Тамбове ознаменуется целым рядом ярких культурных событий, которые пройдут в рамках V Фестиваля современного домрового искусства «PRIMA DOMRA». 22 сентября Фестиваль откроется грандиозным концертом, в котором примут участие народный артист СССР Юрий Башмет, лауреат премии «Грэмми» камерный ансамбль «Солисты Москвы», народный артист России Василий Бочкарёв, заслуженный артист России Григорий Сиятвинда (художественное слово), ансамбль современной хоровой музыки ALTRO CORO под управлением Александра Рыжинского и Екатерина Мочалова (домра). Звездный состав исполнителей представит мировую премьеру музыкально-драматического спектакля «Державин», созданного известным композитором Александром Чайковским специально для фестиваля.
Сотрудник пресс-службы фестиваля Александра Торяник побеседовала о готовящейся постановке с автором сценария спектакля, художественным руководителем Оперного театра-студии имени Ю. А. Сперанского – Александром Бутвиловским.
- Александр Ричардович, мы хорошо помним спектакль «Тамбовская казначейша», в работе над которым Вы принимали участие и который с большим успехом был показан год назад на фестивале «PRIMA DOMRA». Расскажите немного об этой работе.
- Участие в проекте «Тамбовская казначейша» оказалось для меня достаточно неожиданным. Дело в том, что наш самый известный российский композитор Александр Владимирович Чайковский написал замечательную музыку к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова и подыскивал режиссера, который мог бы этот замысел воплотить. Выбор пал на Ольгу Тимофеевну Иванову, с которой мы давние творческие партнеры. И таким образом я оказался в проекте, что для меня было большой честью. Моя роль в «Тамбовской казначейше» заключалась в подборе изобразительного материала для создания видеоконтента, над чем мне пришлось немало потрудиться.
Вообще я считаю, что постановкой этого произведения было сделано определенное открытие. Мне показалось, что мы, участники этого проекта, присутствовали при рождении нового жанра, который я бы условно назвал «спектакль-концерт», то есть, спектакль, который может с одинаковым успехом быть показан и в театре, и на концертной площадке, и будет восприниматься публикой с одинаковым интересом.
- «Державин» — это следующая ступенька в развитии нового жанра?
- Хочется верить. Хотя здесь многое будет по-другому. В отличие от «Тамбовской казначейши», где в основе гениальный литературный первоисточник, в «Державине» пришлось писать «от» и «до». При этом нельзя было увлекаться жизнеописанием Гавриила Романовича, потому что в рамках сценического произведения – максимум до полутора часов – это невозможно реализовать, и мы не ставили такую задачу. Надо было создать некий образ: образ поэта, образ гражданина, образ государственного деятеля, образ горячо влюбленного мужчины, наконец. Музыку к спектаклю также пишет Александр Чайковский. По-моему, это будет замечательно!
- Состав участников спектакля «Державин» очень необычный: оркестр, хор, альт, домра, актёры. Наверное, непросто свести их на сцене воедино?
- Когда Екатерина Мочалова, художественный руководитель фестиваля «PRIMA DOMRA», пригласила меня в проект в качестве сценариста и объявила состав участников, я был несколько удивлен. С одной стороны, это такое прокрустово ложе – «давайте сделаем с таким-то составом», с другой стороны, так нередко бывает: авторам предлагают какие-то конкретные условия, и нужно действовать в заданных рамках. Но нельзя забывать, что в «Державине» не просто необычный, а звездный состав исполнителей: камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Юрия Башмета, камерный хор «Altro Coro» под управлением маэстро Александра Рыжинского, музыкант-виртуоз Екатерина Мочалова (домра), наконец, два замечательных драматических артиста, которые поведают эту историю, Василий Бочкарев и Григорий Сиятвинда. А чего стоит вступительное слово Артема Варгафтика. Это же поэма! Так что, мне кажется, волноваться больше должны зрители от предвкушения встречи с такими музыкантами и артистами.
- Какова роль музыки в этом спектакле?
- Роль музыки – самая главная! Ведь это музыкально-драматический спектакль, а не драматический спектакль с использованием музыки. Это разные вещи. Слово и музыка здесь – две равноправные линии, которые идут как бы параллельно, но постоянно переплетаются друг с другом. Вот это и есть музыкально-драматическое искусство, которое мы намерены показать.
- В процессе работы над сценарием Вы подробно изучили биографию Державина. Может быть, какие-то факты стали для вас открытием, удивили, потрясли? Отражены ли они в сценарии?
- Державин в юности был беден, но амбициозен. И потому ему пришлось пробиваться чуть ли не с самых низов. Из Казанской губернии, откуда родом, он устремился в Петербург, где поступил на службу в Преображенский полк… И далее, как говорится, везде. Привычка к преодолению осталась у него на всю жизнь. Даже когда он достиг уже очень больших высот, всё равно продолжал эту линию: надо ещё и ещё действовать, больше, выше… Были у Державина, как нынче принято говорить, и вредные привычки. Я с удивлением узнал, что он в один из непростых в материальном отношении периодов жизни стал… заядлым картежником. Таким способом он пытался зарабатывать себе на жизнь. Но ему почти всегда фатально не везло – он в основном проигрывал. Не помогли даже «уроки» карточных шулеров, игру которых Державин украдкой подсматривал в петербургских трактирах… Безусловно, знаковым событием было участие Державина в Пугачевском восстании. Движимый желанием быть замеченным императрицею Екатериной II, участвовал в выслеживании и преследовании Емельяна Пугачёва. Он искал встречи с бунтовщиком, был одним из тех, кто хотел его пленить. И один раз чуть сам не лишился жизни, попав в пугачевскую засаду… Но больше всего меня удивляет, как Державин воплощал в себе два несочетаемых начала: государственного сановника и талантливого поэта, мыслителя, философа! Но, наверное, это возможно, хотя, на мой взгляд, и парадоксально…
- Я так понимаю, что сценарий спектакля пока держится в секрете, можете ли Вы немного приоткрыть завесу тайны: чем будет необычен этот спектакль?
- Как я уже говорил, у нас не было задачи пересказать биографию Державина, это и невозможно в рамках небольшого спектакля – настолько она обширна. Там столько событий, что хватило бы на несколько жизней: и служба в армии, и военная карьера, и государственная служба – карьера государственного чиновника, причем очень высоких рангов, наконец, это совершенно грандиозная поэзия, которую, увы, мы так мало знаем! Огромное количество изумительных стихов, которые достойны, чтобы их читали и перечитывали.
Что касается замысла, могу сказать только одно: всё действие построено на диалоге двух великих людей, которого никогда не было, но могло случиться, если бы жизнь распорядилась по-другому. Это фантазия, которая возникла у меня, затем замысел поддержали режиссер О. Иванова и композитор А. Чайковский, который к этой идее отнесся благосклонно, спасибо ему за это.
- Я думаю, что Ваши слова заинтриговали тамбовскую публику, которая теперь с нетерпением будет ждать премьеры музыкально-драматического спектакля «Державин». Александр Ричардович, спасибо Вам за интересную беседу и уделенное время!
- До встречи на премьере!
V фестиваль PRIMA DOMRA проводится при поддержке Правительства Тамбовской области. Организатор проекта – ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, партнёры – ТОГАУК «Тамбовтеатр», ТГУ им. Г. Р. Державина, научно-исследовательский центр «Государственно-правовое наследие Г. Р. Державина». Ознакомиться с полной программой фестиваля можно на сайте www.primadomra.ru.