Это уже четвертый концертный сезон Тамбовского академического симфонического оркестра им. С.В. Рахманинова, который стал за это время известным далеко за пределами Тамбовщины и уже является одной из ведущих составляющих культурной жизни нашего региона. 29 сентября коллектив оркестра ждет своих зрителей в концертном зале АО «Пигмент», где и будет открыт новый сезон. И произойдет очередное волшебство, когда музыка, соединившись с эмоциями зрителей, сделает мир лучше. Собственно, для этого и существует великая музыка. А о том, какие произведения подготовил оркестр в новом сезоне и каких гостей пригласит, с корреспондентом «ТЖ» поделился художественный руководитель и главный дирижер оркестра Алексей Моргунов.
- Алексей, открытие сезона – событие и символичное и определяющее. И насколько известно, оркестр снова готовит сюрприз для зрителей? Что же это будет и чем определялся ваш выбор?
- Действительно, хочу пригласить всех любителей классической музыки на открытие нового сезона, который продлится с 29 сентября 2024 года по 29 июня 2025 года. А сюрприз открытия будет заключаться в том, что зрителей ждет необычная программа из настоящих шедевров, гениальных, но, к сожалению, редко исполняемых. Это будет концерт для фортепиано с оркестром Николая Римского-Корсакова. В качестве солиста выступит молодая звезда мировой фортепианной сцены из Санкт-Петербурга Зарина Шиманская. Что удивительно, этот концерт очень известен во всем мире, его исполняют ведущие пианисты разных стран, но в России он почему-то исполняется редко, хотя произведение гениальное. Также прозвучит незаслуженно забытая симфония Василия Калинникова, пожалуй, самое русское произведение этого жанра – эдакое музыкальное воплощение атмосферы картин Виктора Васнецова, что неотделимо от русской живописи и русского фольклора.
- То есть, оркестр открывает для слушателей новую музыку, а не просто популярную классику?
- Именно так. Не секрет, что столичные филармонические залы часто становятся заложниками определенной сложившейся конъюнктуры, где звучат ожидаемые всем известные произведения. А мы находимся в других обстоятельствах – у нас уже есть свой зритель, который хорошо разбирается в музыке и ждет от нас чего-то нового, чего он ранее не слышал. И мы стараемся открывать здесь новые горизонты в богатейшем мире музыки. То есть идет одновременно воспитание зрителей и прогресс самого оркестра, у которого постоянно расширяется репертуар. А без этого невозможно движение к совершенству. Так что в новом сезоне мы продолжим знакомить зрителей с редкими шедеврами мировой музыки. В этом сезоне мы запустили продажу абонементов «Великие симфонии», «Великие фортепианные концерты», «Великие произведения органной музыки». Кстати, у нас появился очень дорогой и хороший орган, которого еще не было в Тамбовской области.
- Но это ведь электроорган, может ли он заменить орган настоящий?
- Электроника шагнула очень далеко и звучание этого инструмента максимально приближено к естественному органному звучанию. Симфонический оркестр должен чувствовать время и быть в духе времени. И хотя нашей основой служит классический репертуар, зрителей в новом сезоне ждет и необычное соединение жанров. Например, мы будем играть вместе с талантливым тамбовским джазовым пианистом Алексеем Кузнецовым, нашими гостями-солистами станут участники известного московского джазового трио под руководством Александра Маслова. В программе новогодних концертов зрители услышат джазовые импровизации на темы «Щелкунчика» Петра Чайковского. То есть будет у нас такой джазовый «Щелкунчик». Причем, в зале, на новом светодиодном экране будет демонстрироваться песочная анимация, изображение будет рождаться вместе с музыкой. В январских концертах все это будет проектироваться под классический новогодний «Щелкунчик». В общем, музыку можно будет не просто слышать, но и видеть. Хотя, конечно, такие инсталляции применимы не всегда. Но зал наш благодаря поддержке предприятия «Пигмент» постоянно совершенствуется и расширяет свои возможности.
- Ну а возможности вашего оркестра, похоже, просто безграничны. И я имею в виду не только творческие возможности, но и организационные - по приглашению в Тамбов известных солистов из числа звезд.
- А это все взаимосвязано. Мы стремимся расширять наши связи в масштабах всей страны. Продолжим сотрудничество с Московской филармонией. В рамках проекта «Филармонические сезоны» к нам будут приезжать и с нами выступать лауреаты Всероссийских и международных конкурсов. Начинаем сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки, солисты оттуда будут выступать в Тамбове с нашим оркестром в рамках своей подготовки к выступлениям на престижных международных конкурсах. В октябре стартует фестиваль «Красная аллея» при поддержке Сбербанка России. Это позволит оркестру в течение трех фестивальных недель побывать в самых дальних уголках нашей области, а в качестве солистов с нами выступят стипендиаты Фонда Владимира Спивакова.
- Алексей, как же удается столь успешно совмещать творчество и эту организационно-административную работу – вещи, казалось бы, несовместимые?
- Сложно, но без этого невозможно. Мы с дирижером Алексеем Артемьевым занимаемся всем этим, разделяя наши функции. Оркестр – это как государство, у которого есть внутренняя политика и внешняя – по выстраиванию связей. Менеджмент в музыкальном искусстве – это очень сложная вещь, к тому же мы, как государственная организация, ведем большой объем отчетности, что тоже необходимо. Но хочется верить, что когда-нибудь у нас будет достаточный административный штат, чтобы вести эти дела. А все это делается ради музыки, которая, слава богу, не дает возможности оставаться на месте. Ведь не зря говорят, что музыка – это вечное движение, и если она находит отклик у наших зрителей, то значит все не зря, и новый сезон станет очередным шагом в этом движении вверх.