Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Тысячи мгновений тамбовской истории запечатлела камера Павла Петручука

Культура
Фото: Вадим Панов Павел Петручук

Это тот случай, когда дом похож на музей. Обычная квартира в пятиэтажке советских времен, где каждая комната как зал музея, стены которой увешаны фотоработами в специальных рамках. Фотографиям тесно, но, глядя них, мыслям становится просторно. Здесь улицы Тамбова, дома, деревья, птицы, а главное – люди, запечатленные объективом фотографа много лет назад и совсем недавно. За каждым снимком – мгновение жизни, а вместе это галерея истории. Больше полувека отдал фотографии Павел Петручук, бывший штатный фотограф Областного краеведческого музея, сделавший настоящими музейными экспонатами свои фотоработы, в которые он вложил всю жизнь.

И сейчас газета «Тамбовская жизнь» открывает в своем телеграм-канале новый проект под названием «Время в кадрах» (0+), где будут выкладываться фотографии Павла Петручука, запечатлевшие мгновения истории нашего города и области в архитектуре, в природе, в людях. Как говорится, время искать и удивляться.

Фото: Вадим Панов

Наверное, все мы в детстве, так или иначе, увлекались фотографией. По крайней мере, мальчишки – точно! Я не имею в виду телефоны и прочие гаджеты, а именно фотокамеры, на которые стремятся запечатлеть мгновение. У кого-то фотография оставалась хобби на долгие годы, но у большинства просто со временем сходило на нет, как ушедшая мода. 

К Павлу Петручуку увлечение фотографией пришло довольно поздно. Как он сам вспоминает, лет в 28, когда приобрел себе первый фотоаппарат. Это была простенькая «Смена» самых первых моделей, которая, вообще-то считалась детской камерой для начинающих.

— Что послужило толчком к этому? Мой брат неплохо рисовал, и мне тоже очень хотелось попробовать себя художником. Но рисовать у меня получалось неважно. И тогда я решил компенсировать свое неумение изображать настроение на холсте умением фотографировать, — рассказывает Павел Васильевич, — конечно, заниматься этим профессионально я тогда не собирался и работал слесарем-сборщиком на заводе. 
Фото: Вадим Панов

Однако у парня, профессией которого тогда была сборка бытовых холодильников, проявилось незаурядное умение видеть кадр, запечатлевая настроение природы и эмоции людей. Естественно, потом были курсы фотографии, работа в фотопавильоне, и наконец, приглашение на работу в Областной краеведческий музей, где Павел Петручук стал заведующим фотолабораторией.

— Впрочем, это так просто должность моя называлась. А в обязанности входило по заданиям музея снимать архитектурные памятники, исторические места Тамбова, других городов и сел области, выезжать в командировки, причем, не только по нашей Тамбовщине, но и по стране. И для меня это стало не просто работой, а фактически сбывшейся мечтой, когда профессией стало возможность реально запечатлевать мгновения истории. 
Июнь, 1977 г. Тамбов. Вычислительный центр
Фото: Павел Петручук

За больше, чем сорок лет работы в музее, таких мгновений Павлу Петручуку удалось запечатлеть многие тысячи. Они хранятся в фондах музея, а дома у фотохудожника, помимо нескольких сотен фотографий на стенах, фотоработы собраны в полусотне альбомов по сто фотографий в каждом. Каждый альбом посвящен определенной тематике, и все это — реальное путешествие во времени.

Здесь тамбовские улицы и дома, которых уже нет — их не пощадило бесстрастное время. И можно только удивляться, какая архитектура была в нашем городе, смотреть на людей, одетых по тогдашней моде, то есть — ловить время, остановившееся в черно-белых снимках.

Фото: Вадим Панов
— Часто я предпочитал снимать на черно-белую пленку, хотя и цветная тогда была тоже доступна, но за ней надо было ехать в Москву, где можно было купить импортную, что по качеству, конечно, превосходила тогдашнюю отечественную. Конечно, музею выделялись средства на это, как и на покупку химикатов. Но для меня это было не только и даже столько работой, а настоящим увлечением, и аппетиты были шире производственной необходимости, поэтому зачастую приходилось на это дело не жалеть и своих средств. Но все это не зря,

— считает Павел Васильевич.

В этой работе фотографа действительно была своя магия, когда под красным светом в ванночке, наполненной проявителем, на фотобумаге проступали снятые тобой картины, как некое обыденное волшебство. С появлением цифровых фотоаппаратов, наверное, это ощущение волшебства не то, что исчезло, а просто превратилось в другую функцию. Но, по мнению Павла Васильевич, у фотопленки есть своя особая теплота, проявляющаяся в мягких полутонах, передающих ощущение жизни. Он не любит показывать снимки на экране компьютера и смартфона, предпочитая изображение на фотобумаге. Так что, архив в его доме не виртуальный, а вполне реальный и осязаемый. А на вопрос, для кого все это, фотограф отвечает, что для людей. Которых он часто приглашает в свою квартиру, как в маленький фотомузей. Впрочем, по собранию в нем снимков, — совсем не маленький. И если их внимательно рассматривать, то потребуется немало часов. И это не только архитектура и природа, но и лица актеров, музыкантов, поэтов, писателей и других известных людей нашего Тамбовского края.

23 апреля 1982 г. Столетний юбилей Тамбовского музыкального училища
Фото: Павел Петручук

И хотя сейчас Павел Васильевич не снимает по заказам музея, но продолжает снимать наших земляков, часто бывая на различных творческих встречах. И не зря говорят, что талантливый человек – талантлив во всем. Ведь Павел Петручук не только фотографирует, но и пишет стихи, участвуя в творческой деятельности литературно-художественного объединения «Хромой Пегас». И считает себя счастливым человеком, потому что много видел и сумел это увиденное показать людям. То, мимо чего мы в повседневной суете часто проходим мимо, не замечая главного — красоты…

Авторы: