Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Коллекция Веры Орловой. Тамбовский историк о транспорте на открытках конца XIX – начала XX века

Культура
Фото: личная коллекции Веры Орловой

На открытках конца XIX – начала XX века часто встречается открытая или скрытая реклама водного и железнодорожного транспорта. Гужевой транспорт, являвшейся для современников обыденным, в подобной рекламе не нуждался. Впрочем, лошади с повозками разного типа, извозчичьи биржи встречаются на фотографиях городов и пейзажей, репродукциях картин художников, рисунках, специально сделанных для открыток. Однако выбор корреспондентами никак не был связан с наличием на этих картинках повозок того или иного вида. На подобных открытках не встречаются тексты, связанные с поездкой на лошадях. Вероятно, подобные изображения воспринимались корреспондентами нейтрально без акцента на соответствующие транспортные средства.

Автомобили в данный период являлись ещё редкостью, что вполне объясняет стремление фотографов включить эту диковинку в снимок. Но никакой тематической роли они для корреспондентов также не имели.

Фото: личная коллекции Веры Орловой

Водный транспорт в России использовался испокон века, но комфортабельное пароходное пассажирское сообщение, позволявшее совмещать поездку с отдыхом, в начале XX века развивалось в условиях жёсткой конкурентной борьбы. Поэтому владельцы пароходов помещали их изображения на открытки явно небескорыстно. На имеющихся в нашем распоряжении открытках с пароходами корреспондентами были написаны нейтральные житейские сообщения. Однако, поскольку корреспондентами и адресатами в данном случае являются мужчины, то вполне можно предположить, что технические объекты на изображениях их устраивали больше, нежели цветочки или милые котята. Открытки отправлены из того города, у пристани которого сфотографирован пароход. Встречаются виды городов с воды – привычный для пароходного путешественника пейзаж. В анализируемом собрании есть серия видов города Плеса.

Особый интерес представляют открытки из серии «Приветов с дороги…». В нашем собрании имеется открытка – «Сердечный привет с Волги», на которой карта Волги изображена от Казани вниз по течению до Симбирска. На открытке нанесены и железные дороги в местах их пересечения с рекой. 

Фото: личная коллекции Веры Орловой

Для историка открытки с текстом, почтовыми штемпелями и марками несут не мало интересной информации. Судя по штемпелю, данная открытка была написана в Казани на пароходе «Лев Толстой» в июле 1913 года и отправлена из почтового отделения на корабле, который следовал из Нижнего Новгорода в Астрахань. Надо отдать должное почте тех лет – судя по почтовому штемпелю, до села в Елатомском уезде Тамбовской губернии открытка дошла за пять дней (!). В тексте открытки собраны лаконичные впечатления о поездке и приветы родным.

Железная дорога в начале XX века обеспечивала скоростное для того времени сообщение в разных направлениях. Серия железнодорожных открыток «Привет с дороги…» была абсолютно аналогичной пароходной. Например, открытка «Сердечный привет с Северо-Западной железной дороги» была издана в 1915 году издательством Суворина. Война не избавила людей от уже сложившихся привычек – военный ветеринар послал эту открытку брату из полевой почтовой конторы.

Фото: личная коллекции Веры Орловой

Торговля открытками активно велась на станциях, поскольку почтовые отделения находились непосредственно при вокзалах. Кроме того, открытое письмо можно было опустить в ящик почтового вагона попутного поезда. Темп жизни в этот период отличался от современного – в многочасовом ожидании пересадки нередко писали и посылали открытку. Типичные тексты такого рода, нередко написанные не чернилами, а простым карандашом: «Вчера сидел в Богоявленске до 8 утра, а сегодня в Смоленске в 8 утра до 4 вечера… На место приеду 22 к вечеру. Пока, встречай!»; «Сижу в Рязани. Думаю сегодня уехать…». В таких случаях на открытках довольно часто встречается транспортная картинка. Однако видимо, это было связано не только со стремлением корреспондента связать каким-то образом сюжет изображения с текстом о ходе и перипетиях путешествия, сколько с ассортиментом продаваемых на вокзале открыток. 

Фотографии зданий вокзалов обычно делались в соответствии с теми же принципами, что и фотографии любых других архитектурных сооружений, с акцентом на эстетические архитектурные достоинства, а не на функциональную специфику. Попадаются также и снимки железнодорожных станций. Пути, запасные шпалы и рельсы, стрелки, паровозные поворотные круги, семафоры и прочее станционное оборудование привлекали фотографов не меньше, чем архитектурный декор вокзалов. Ажурные железные конструкции мостов воспринимались как достопримечательности пригородных пейзажей. Нередко объектами фотографов становились и путевые рабочие.

Вид Иркутска с железнодорожной горки (место сортировки вагонов товарных поездов) трудно назвать живописным с художественной точки зрения. Но как индустриальный объект он чрезвычайно интересен. Такие картинки с «техническим уклоном» печатали не только в русских типографиях, что указывает на существующий широкий спрос на подобные изображения.

Фото: личная коллекции Веры Орловой

Символом железной дороги в открытках стал, скорее, не паровоз, а вагон. Длинные вереницы товарных вагонов заполняли станционные пути на фотографиях. В комфортабельных пассажирских вагонах ехали герои рисованных сюжетов. Вероятно, это было философское осмысление именно железной дороги с её заданностью движения строго по рельсам. Община святой Евгении, стоявшая у истоков издания художественных открыток в России, издала в Санкт-Петербурге открытку с репродукцией картины С.Е. Девяткина «Вагон жизни». Её нарочитый сюжет был своеобразной мини-мелодрамой, ассоциировавшей движение вагона с человеческой судьбой… 

Сборы от продажи открыток эта община использовала в благотворительных целях. Судя по почтовому штемпелю Козловского вокзала, открытка продавалась на станции. В ожидании поезда для поездки к неожиданно тяжело заболевшей матери её написала опечаленная этим несчастьем девушка своему другу юности. Вряд ли она выбрала эту открытку неосмысленно. Друг юности сохранил эту открытку.

Иначе говоря, «вагон» становится одной из базовых мировоззренческих метафор, утвердившейся в обыденном сознании в индустриальную эпоху. Представление о течении человеческой жизни, как о движении вагона по рельсам соответствует нормам, скорее модернизированного, нежели традиционного мышления. Традиционное представление о жизненном цикле здесь сменяется представлением о прогрессе, о жизни, как о линейном развитии.

Фото: личная коллекции Веры Орловой

Наличие в продаже широкого ассортимента открыток, связанных с пароходным и железнодорожным сообщением в начале XX века соответствовало психологической потребности людей в самых разных житейских ситуациях. Мотивы выбора изображения на открытых писем были весьма разнообразны и далеко не всегда связанны со стремлением корреспондентов подобрать иллюстрации к своим текстам. В общем объёме издававшихся открыток виды пристаней, мостов, вокзалов и станций не были самыми распространёнными изображениями. Но, в том числе, и они позволяют нам судить не только об истории техники, работе почты, издательском деле, но и о людях, о ментальных и повседневных характеристиках эпохи. Дорога всегда обостряет ощущение разлуки. Картинка договаривала то, что не писали словами в коротеньком сообщении.

Авторы: