На тамбовских заправках цена бензина АИ-92 уже перевалила за 40 рублей, а ведь ещё в последних числах апреля она составляла 38,5 в среднем по области. АИ-95 подорожал не так сильно, но он уже кое-где перепрыгнул «заветные» 45 рублей. То ли ещё будет!
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на бензин в европейской части России уже сейчас выше розничных. Стало быть, последние обязательно подтянутся: не торговать же заправкам себе в убыток. Эту информацию подтвердил нам и представитель АО «Тамбовнефтепродукт», пожелавший остаться неназванным.
- Предел рентабельности исчерпан. Мы в минусах. Следовательно, придётся поднимать цену, - сказал он.
Руководитель территориальной УФАС Елена Гречишникова слова представителя "Тамбовнефтепродукта" подтвердила.
В чем причина
Что стало причиной резкого повышения цен на бензин и дизельное топливо? Первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева называет два главных фактора: выросли мировые цены на нефть и подняты акцизы на моторное топливо.
Правда, первая причина отражается на динамике цен лишь косвенно: Россия ведь не покупает углеводороды, а себестоимость их добычи за последние недели не изменилась. Однако подорожание её на мировом рынке побуждает наших нефтяников увеличивать экспорт нефти. Следовательно, на переработку внутри страны её стало поступать меньше. Уменьшение же предложения любого товара при неизменном спросе на него всегда приводит к его подорожанию при свободном ценообразовании (либо к его исчезновению из продажи при попытках ограничивать рост цен). Это один из базовых законов экономики.
Другая причина не менее значима. По данным ФАС, доля государственных сборов в цене бензина составляет 65 процентов, и значительная её часть приходится на акцизы.
Они же с 1 января сверх плана выросли на 50 копеек за литр бензина и дизтоплива. В целом же они поднялись на 10,7 и 12,7 процента соответственно.
Руководство страны понимало последствия этой меры. О предстоящем повышении цен на моторное топливо говорили и заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, и министр финансов Антон Силуанов. Однако надо было верстать бюджет, а повышение акцизов должно было принести в его доходную часть, по словам Силуанова, примерно 40 миллиардов рублей.
Говорилось в то время и об ещё одной причине, правда, больше на уровне слухов: якобы акцизы подняли ещё и потому, что планируется отменить транспортный налог и нужно скомпенсировать бюджетные потери.
Вообще разговоры о его отмене звучат давно и находят косвенное подтверждение в некоторых действиях президента России. Например, в декабре прошлого года Владимир Путин подписал закон N 486-ФЗ об амнистии по транспортному налогу для физических лиц и предпринимателей. Долги и пени по нему, накопившиеся до 1 января 2015 года, автоматически списывались. Правда, о более поздней задолженности речи не шло.
Кроме того, компенсация получается несколько странной, ведь транспортный налог поступает в региональные бюджеты, а акцизы — в федеральный. Поэтому не будем преждевременно рассуждать на эту тему…
На днях события, касающиеся акцизов, приняли неожиданный поворот.
Много ли вы помните в истории Российской Федерации случаев, когда государство снижало бы размер своих сборов? А здесь на недавно прошедшем совещании у вице-премьера Дмитрия Козака говорилось о намерении правительства уменьшить акцизы на моторное топливо с 1 июля. Газета «Ведомости» ссылается на слова замглавы ФАС Анатолия Голомолзина и утверждает, что ознакомилась с копией протокола мероприятия. Более того, по её данным, эту идею поддержал председатель Кабмина Дмитрий Медведев.
Цифры в протоколе упоминаются фантастические: снижение может составить 2,2 рубля за литр бензина и 1,7 — дизтоплива.
Обсуждалось это правительственное намерение и заседании комитета Госдумы по транспорту и строительству, о чем сказал газете «Коммерсант» его председатель Евгений Москвичев. Судя по его словам, снижение акцизов ожидается ещё более заметное.
- Акцизы предполагается убрать на три рубля или четыре. Этот процесс пошёл,— сообщил Евгений Москвичев информационному агентству ТАСС.
В общем, информацию можно считать достоверной.
Конечно, хорошо будет, если так и случится в действительности: акцизы снизятся, и бензин тогда станет медленнее дорожать. Однако снижения цен ждать точно не стоит. Несмотря на нынешнее подорожание бензина, он остаётся самым дешёвым в Европе. Литр АИ-95 у нас стоит 0,59 евро, тогда как в Англии 1,4, во Франции 1,5, в Голландии 1,74, а в нефтеносной Норвегии – 1,75 евро (более 120 рублей). Причем в Норвегии он подорожал с начала мая аж на 12 евроцентов, это примерно 8 рублей!
А как у них
Кто-то обязательно возразит, что всё это благополучные страны. Однако и в небогатых европейских государствах моторное топливо далеко не дёшевое. Албания, например, по уровню душевого ВВП вдвое уступает России, а вот бензин там стоит как в Англии.
Турцию тоже нельзя назвать богатым государством. Душевой ВВП и уровень жизни там мало отличаются от наших, но при этом цена бензина установилась почти как в Западной Европе.
В 2011 году, будучи в Турции, я заметил, что на улицах, особенно в далёких от побережья городах, крайне мало автомобилей. Причина выяснилась очень быстро. На заправке Лукойла цена АИ-95 бензина была 4,27 лиры (76,9 рублей), а АИ-92 – 4,20 (75,6).
Тогда это произвело на меня большое впечатление, ведь в России тот же «Лукойл» продавал литр АИ-92 по 25 рублей, а АИ-95 – по 27! Правда, сейчас турецкие цены уже не так поражают. Литр 95-го стоит примерно 95 рублей. Проще говоря, разница уже не троекратная, а всего лишь двухкратная…
А как обстоят дела на просторах бывшего СССР? Здесь российские цены на моторное топливо тоже одни из самых низких.
Грузия по душевому ВВП (по номиналу) в два раза беднее России, а Украина и Молдавия – вчетверо. Тем не менее, литр бензина там стоит соответственно 0,8, 0,92 и 0,91 евро (57, 66 и 65 рублей).
Конечно, эти страны не являются нефтедобывающими. Однако и в Азербайджане цены не меньше. Литр АИ-95 обходится там примерно в 45 рублей, как и у нас. Существенно дешевле он лишь в Казахстане и Туркмении (примерно 33 и 27 рублей).
Конечно, в мире остались и страны с очень дешёвым топливом. Например, Иран. В 2010 году, когда я посетил эту страну, местное население очень жаловалось на то, что цена бензина выросла там в течение года с 3 до 12 рублей в пересчёте на нашу валюту. Сейчас же она составляет примерно 17 рублей.
Столь низкие цены объясняются не только экономической политикой исламской республики, но и тем, что нефть там добывать значительно проще, чем в России, качество её выше, а разведанные запасы огромны. Ту же причину имеет и дешевизна бензина в Кувейте и Алжире (21-22 рубля). Однако нам на эти страны равняться глупо.
Подорожание бензина у нас – процесс неизбежный. Инструментов для борьбы с ним у правительства немного. Оно может либо зафиксировать цены, что приведёт к дефициту бензина, либо снизить акцизы. Третьего не дано, и хорошо, что российское руководство решило пойти по второму пути.
Впрочем, между намерениями правительства и его действиями пролегает огромная дистанция. Поэтому трудно пока говорить, насколько ощутимым будет снижение акцизов и как оно отразится на динамике цен.