И у Сергея Белозерова, Оксаны Чуриковой и Алексея Дубинина для этого оптимистичного заявления, сделанного ими на брифинге по итогам отгремевшего события, были все основания. Фестиваль привлек почти вдвое больше зрителей, чем в прошлом году, прошел душевно и без происшествий, а условия райдеров всех выступавших групп были выполнены полностью.
И здесь организаторы не скрывали гордости, что самые сложные и почти невыполнимые условия, которыми обуславливает свои выступления Сергей Шнуров и его многочисленный «Ленинград», тамбовскому «Чернозему» оказались по силам.
- Я рад, что мы смогли это сделать. Самая «русская народная группа» стоит недешево, летает только специальным чартерным рейсом, и любое отклонение от оговоренных условий грозит организаторам выступления неслабым штрафом. Да, это было очень непросто, но мы сами себе доказали, что нам это по силам. А стало быть, теперь уже ничего не страшно!» - заявил Сергей Белозеров.
Правда, при этом возникает резонный вопрос — если на сцене Шнур с его частушками, пусть и весьма дорогими, то так и до Стаса Михайлова с Надеждой Кадышевой на рок-фестивале дожить можно. И что тогда делать с приставкой «рок-»? На подобные опасения Сергей Белозеров откровенно ответил, что организаторы об этом думали, но рокерам можно не опасаться. Рок был и будет на «Черноземе», ну а каких звезд нам ждать на пятом юбилейном фестивале — это вопрос пока открытый. Ведь кто в этом жанре «звезда», а кто нет, понятие довольно относительное. И как резонно считают организаторы, если не самая раскрученная группа выдает супердрайв и интересную музыку, то почему бы ей не быть на нашей фестивальной сцене? И тогда «Чернозем» становится местом открытий и сюрпризов.
Что же касается суперзвезд, включая команды мировой табели о рангах, то полученный бесценный опыт вполне позволяет пригласить их на тамбовское роковое поле у исторического Татарского вала. Организаторы к этому готовы, дело лишь за тем, чтобы наши желания и возможности совпали с гастрольными планами мировых звезд. Ну а вдохновленные фэны полны надежд, что хэдлайнерами «Чернозема» смогут стать гранды, например, в виде другой «русской народной группы» под названием Scorpions или Metallica.
Впрочем, за парадной стороной фестивальной душевности не стоит забывать о том, каких усилий стоило обеспечить, чтобы фестивальный механизм работал как часы. И здесь организаторы выразили особую благодарность волонтерам, которые не только зрителей от жажды спасали и бесплатную воду раздавали, но аппаратуру разгружали, и поле после каждого дня ночью убирали. Как признался Алексей Дубинин, в свете ночных огней после ухода зрителей поле напоминало переливающееся море от целого моря пластиковых бутылок. Но к утру площадка снова была идеально чистой. И это все благодаря энтузиазму волонтеров, у которых сложилась своя «черноземная» команда.
Правда, были вопросы и к душевности проведения фестиваля. Например, почему не было предусмотрено специальной детской площадки, где можно было оставить маленьких ребятишек под присмотром аниматоров? На что Оксана Чурикова, несмотря на мягкость характера, твердо считает: «Рок-фестиваль — это совсем не детское мероприятие. Увы, неосмотрительные родители теряли своих детей, о чем приходилось объявлять со сцены. Но детских площадок мы принципиально не планируем как раз для того, чтобы зрители с собой маленьких детей не брали. Для них многочасовой концертный марафон и громкий звук — уже стресс. Поэтому детей родителям стоит пожалеть».
Возможно, это уменьшит посещаемость, а значит и сборы. Но как заметил Сергей Белозеров, всех денег не заработаешь, да и не является это главной целью фестиваля: «У массовости должен быть свой предел. И мы не собираемся ее наращивать. Наоборот, чем больше народа, тем меньше душевности. А наш фестиваль эту душевность намерен сохранять, это является его отличительной чертой и это дорогого стоит во всех смыслах».
И это действительно так. После фестиваля его эхо разнеслось на просторах Интернета по всей стране и далеко за ее пределами. Среди множества душевных отзывов особо запомнился и расстрогал организаторов пост одной девушки: «Уезжаю из Тамбова с любовью. Как жаль, что Тамбов нельзя обнять и расцеловать, как любимого человека!..». Как поется в песне, «...и не надо больше слов».