Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

«Время Коваля» вспомнили друзья и соратники первого мэра Тамбова

Общество
Фото: Фото Михаила Карасева и Татьяны Гордеевой

Презентация книги «Время Коваля» известного журналиста и общественного деятеля Евгения Писарева собрала в Пушкинской библиотеке всех, кто помнит и ценит этого человека до сих пор, тех, в судьбах которых он оставил яркий след, кто был рядом с ним в 80-90-е годы прошлого века.
Звучит как-то жутковато: прошлого века. Но действительно, со дня смерти Валерия Коваля прошло уже более 20 лет. Хотя по эмоциональным речам на презентации, можно было судить, что «Время Коваля» (как очень точно автор назвал не только книгу, но и данный отрезок в жизни Тамбова) события того периода и ныне воспринимаются выступавшими очень бурно, страстно, как будто они произошли ещё вчера.
Лариса Чепурнова вспомнила годы работы с Ковалём и захотела рассказать поподробнее о его хозяйственной деятельности. Ведь то, каким мы сегодня видим город Тамбов, во многом заслуга Валерия Николаевича. Это и облик чистого города, и заложенный Парк Победы на Мичуринской, доведённые до ума социальные объекты, сохранённые и реконструированные котельная на Советской и станция третьего подъёма на севере города, Воздвиженское кладбище и памятник танку «Тамбовский колхозник», полученные горожанами дачи в Чистых прудах и много-многое другое.
«За то, что мы сегодня гордимся Тамбовом, спасибо Валерию Николаевичу, - подытожила Лариса Валентиновна.
Среди выступивших на презентации и вспомнивших демократическое движение 90-х на Тамбовщине были Валерий Баев и Нина Коваль, Юрий Мизис и Михаил Карасёв, Александр Селезнёв и Евгений Старостин, Людмила Спиридонова и Валерий Седых, Виктор Горелов и многие другие. Кто-то отмечал работу Валерия Николаевича в мэрии, кто-то вспоминал его как историка и педагога, другие размышляли о политической стороне деятельности Коваля.
Ирина Блохина акцентировала внимание на том, что Валерий Коваль способствовал тому, что рядовые обыватели смогли себя почувствовать гражданами.
«Невероятно много было сделано им для культуры в то очень сложное время. И, если мы сейчас все возьмёмся за руки, то, может быть, не всё ещё пропало?» - считает Ирина Романовна.
А Игорь Филатьев выделил такую черту Коваля: «Он не боялся принимать решения и добиваться их выполнения. Не боялся ответственности. У него было обостренное чувство справедливости. Сейчас это кажется удивительным и даже невероятным».
Ведущий презентации Владимир Середа рассказал, как непросто далось создание этой книги. Он напомнил, что первая книга о Ковале вышла через год после смерти Валерия Николаевича. Прошло два десятилетия. Выросло новое поколение тамбовчан. И молодёжь не так много знает о том времени. Поэтому тамбовские общественники решили, что необходимо написать новую книгу. Автором основного текста стал Евгений Писарев. Это не беспристрастная хроника, не историческое исследование, говориться в предисловии к книге, а публицистические заметки автора, снабжённые комментариями друзей и единомышленников лидера демократического движения, первого мэра Тамбова. В 1988-1998 годы Коваль был для города знаковой фигурой, капитаном пустившимся с небольшой командой в рискованное плавание по «красному морю».
Выступления по поводу новой книги о Ковале из Пушкинской библиотеки после презентации переместились в соцсети.
В итоге обсуждений Евгений Писарев резюмировал: «В книге на самом деле много печального, но большинство выступающих книгу не читало, однако появление её по привычке одобрило. Хотя я и пытался внушить, что это книга не о Ковале, а о времени Коваля, что принципиально. По большому счёту сам Коваль - фигура яркая, но трагическая, в нём на разрыв аорты боролись романтик и прагматик. А народу казалось, что придут такие люди, как Коваль, и всё им организуют. В 90-е годы был порыв к самоорганизации, горожане признали город своим, и во много это была заслуга Коваля и его времени. Но дыхание, как и жизнь Коваля, оказалось коротким, а наезженная колея привычной и родной».
Авторы: