Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Более 2 млн. рублей тамбовчанам возместили за некачественные товары и услуги

Общество
Фото: Фото автора

Только за первый квартал нынешнего года. Это говорит о том, что потребитель, если его права нарушены, имеет вполне реальную возможность не просто доказать свою правоту, но и получить с нерадивого продавца кругленькую сумму и за некачественный товар, и порой даже за моральный ущерб от испорченного настроения. Об этом и не только шла речь на заседании координационного совета по защите прав потребителей, которое состоялось в администрации области под председательством первого вице-губернатора Александра Ганова.
Здесь собрались представители служб, стоящих на защите этих прав. И таких служб у нас немало. Во-первых, это всемогущий Роспотребнадзор, но немалая роль здесь отведена органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей. В свою очередь управление по развитию промышленности и торговли области проводит активный мониторинг активности муниципалитетов в этом немаловажном деле.
Что же касается результатов, то только за первый квартал нынешнего года, как сообщила заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Елена Кузьмина, рассмотрено 1832 обращения. При этом в пользу заявителей принято 1519 решений, то есть более 98 процентов. А самое важное, на что обратил внимание Александр Ганов, в досудебном порядке, то есть добровольно людям возмещено 2 млн. рублей, что на 824 тысячи рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о прогрессе в понимании торгующими организациями своей ответственности перед потребителями. Хотя немалым стимулом для такой ответственности является именно совместная работа государственных органов и общественных организаций по защите их прав.
Правда, не во всех районах области удаётся добиться такого добровольного возмещения. И если в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Рассказово эта работа даёт ощутимые результаты, то в остальных муниципалитетах добиваться соблюдения своих прав потребителям чаще приходится через суд. Правда, доля таких взысканий в масштабах области относительно невелика - за тот же первый квартал через суд было взыскано почти 300 тысяч рублей, и это почти вдвое меньше, чем за это же время в прошлом году.
В основном претензии покупателей касаются мебели, сложной бытовой техники, но наибольшее количество претензий возникает к сотовым телефонам и прочим мобильным гаджетам. Кстати, это тенденция мировая, и связана она с ростом массового распространения такой техники. Неслучайно в этом году девизом Всемирного дня защиты прав потребителей стал лозунг «Цифровой мир – надёжные смарт-устройства».
А нам, как пользователям гаджетов и не только, надо знать свои права и уметь ими пользоваться. Для этого на сайте управления по развитию промышленности и торговли области в разделе «Защита прав потребителя» размещены методические рекомендации по приобретению товаров через Интернет-магазины, советы потребителям финансовых услуг, основные права потребителей и сроки предъявления претензий к продавцу, а также нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере.
Что же касается продукции, которая не соответствует обязательным требованиям, то она есть и регулярно обновляется на сайте управления Роспотреюнадзора по Тамбовской области. Это не говоря уже о том, что в области ведётся работа по повышению правовой грамотности среди населения, причём уже на школьной скамье. Например, в последнем месячнике по правовой грамотности участвовало 11 тысяч школьников.
Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Светлана Мазаева обратила внимание на приёмы, которыми пользуются некоторые торговые сети, фактически вводя покупателей в заблуждение. Например, при виде надписи «Аптечный склад» люди думают, что тут должны быть оптовые цены на товар, хотя сама такая надпись ещё ничего не обещает. Также как и логотип какой-нибудь авторитетной международной организации, под которым работает торговая точка, хотя сама эта организация ни сном, ни духом о таком своём «сотрудничестве» даже не подозревает.
Для дальнейшей успешной борьбы за права потребителей, как было подчёркнуто на заседании, надо укреплять взаимодействие всех ответственных за это служб и организаций, а самим потребителям просто лучше знать свои права. Хотя именно это порой оказывается не так просто.
Авторы: