Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

«Честный знак»: маркировка может принести проблемы тамбовским производителям

Общество
Фото:

Задача маркировки «Честный знак» проста и, на первый взгляд, благородна. Если движение товаров прослеживается на всех этапах его производства и реализации, то можно более-менее успешно бороться и с контрафактом, и с уходом торговых предприятий от налогообложения. Так, по крайней мере, всё выглядит в теории.
Неудивительно, что государство неуклонно увеличивает круг товаров, реализация которых контролируется государством.
«Система маркировки направлена на моё право купить продукцию, которая точно соответствует тому, что написано на этикетке. Говорю не как чиновник, а как житель Тамбовской области. Мы должны помнить не только о предпринимателях, но и о гражданах», – утверждает руководитель территориального управления ФНС Юрий Яковлев.
Первой у нас начали вводить маркировку медикаментов. Ещё 4 февраля 2015 года на совещании президента с членами правительства было объявлено о создании федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов. Сначала это решение касалось лишь отдельных, наиболее дорогих и жизненно важных препаратов, однако с июля нынешнего года маркировкой будут охвачены все без исключения медикаменты.
«Маркировка практикуется сейчас во всех европейских государствах, – говорит заместитель начальника регионального управления Росздравнадзора Ирина Юмашева. – Придумана она для того, чтобы отслеживать движение товаров по всей цепочке посредников. Она исключает возможность вброса ворованных лекарственных препаратов в гражданский оборот. У нас такие случаи были несколько лет назад. Однажды своровали дорогостоящие онкологические препараты. Цена партии измерялась миллионами рублей. Их перепродали через аптечную сеть, а мы не смогли найти концов. Арбитражный суд признал закупки подозрительными, а сами препараты опасными и непригодными для лечения людей, хотя они были не поддельными и новыми. Просто ворованными. В итоге больные в онкодиспансере остались на два года без жизненно важных лекарств. Если бы в то время была маркировка и можно было бы проследить путь движения препарата, этого бы не случилось».
Несколькими месяцами позже началось чипирование шуб, которое довольно быстро принесло положительный эффект. Как утверждает «Центр развития перспективных технологий», к концу 2018 года из незаконного оборота была выведена львиная доля меховых изделий.
Однако вышло так не со всеми товарами. На положение в такой криминализованной сфере, как оборот алкоголя, маркировка значительного влияния не оказала.
«У нас сейчас жесточайшая маркировка спиртных напитков. При этом мы имеем 40 процентов «палёного» алкоголя. Цель у маркировки другая. Непонятно, как она может сделать продукцию легальной», – говорит региональный бизнес-омбудсмен Михаил Козельцев.
Тем не менее, круг подлежащих маркировке товаров расширяется: она стала обязательной для обуви, электроники, табачных изделий, а с недавних пор и для молочной продукции. С ноября прошлого года она стала прослеживаться двумя системами – «Меркурий» и «Честный знак».
Именно на молочной продукции внедрение маркировки, которое до этого проходило довольно гладко, начало спотыкаться. Объясняется это легко.
Если для производителей шуб, меховых шапок или телевизоров чипирование сродни укусу комара (затраты на него ничтожны по сравнению с ценой товара), то для молочников те дополнительные 50 копеек, которые они должны расходовать на каждый код Data Matrix, – нагрузка весьма и весьма ощутимая. Это более чем полтора процента от стоимости пакета молока и пять процентов от цены десятирублёвого плавленного сырка.
Это может серьёзно сказаться на конкурентоспособности сферы, где конкуренция довольно высока, а прибыльность скромна.
«Это дополнительная финансовая нагрузка на наше предприятие, – говорит главный бухгалтер маслозавода «Дружба» Татьяна Зотова. – У нас есть расчёты и официальные письма многих других предприятий Тамбовской области, занимающихся переработкой молока. Они высказываются против идеи введения маркировки. Дело не в пресловутых пятидесяти копейках. Необходимо переоборудовать фасовочные и производственные линии».
На всех фасовочных аппаратах должны быть установлены маркираторы и датчики кодов. Покупка их для маслозавода «Дружба», по словам Татьяны Зотовой, обойдётся в 12 миллионов рублей. Ещё около 8 миллионов придётся тратить каждый год на обслуживание этого оборудования.
«Система также предполагает наличие высококвалифицированных кадров на производстве: присваивание кодов должно контролироваться. Им нужно платить деньги. Наконец, при износе оборудования, которое уже есть на нашем заводе, высок и процент брака маркировки – до 20 процентов. Это брак не только самих кодов, которые стоят 50 копеек, но и брак нашего продукта, упаковок и так далее».
Слова Татьяны Зотовой подтверждают и другие товаропроизводители из нашей области. Они говорят о затратах в сотни тысяч евро (аппараты закупают в странах Евросоюза).
Эти расходы лягут тяжелым бременем на предприятия Тамбовской области, подорвут их конкурентоспособность и в конечно счёте ударят по потребителю.
Сама же маркировка «Честный знак», по словам Татьяны Зотовой, смысла не имеет, так как дублирует действующую систему ветеринарной сертификации.
Большие финансовые затраты будут и у розничных торговцев, так как существующие кассовые аппараты в большинстве продовольственных магазинов не поддерживают функцию передачи данных о маркировке. Значит, придётся их менять.
Расходы опять лягут на потребителей: поднимутся в цене молоко, кисломолочка, творог, сыры…
По словам упомянутой выше Ирины Юмашевой, маркировка лекарств также принесёт нашим больным не только выгоду. С одной стороны, в аптеках уменьшится доля поддельных и ворованных медикаментов, но с другой, могут вовсе исчезнуть многие дешёвые лекарства. Их производство станет невыгодным из-за высоких расходов, которые фармацевтическая промышленность будет тратить на маркировку.
«У нас есть опасения, что может быть недовольство со стороны граждан», – заметила Ирина Юмашева.
Дело в том, что если в цене дорогих медикаментов пресловутые 50 копеек незаметны, то дешёвые лекарства ощутимо поднимутся в цене. Некоторые, по словам Ирины Юмашевой, даже невыгодно станет производить.
Президент Тамбовской Торгово-промышленной палаты Елена Воронина называет маркировку молока и лекарств одной из самых болезненных сегодняшних проблем. С ней соглашается и региональный бизнес-омбудсмен Михаил Козельцев.
Пока остаётся лишь надеяться, что голос нашего бизнеса будет услышан руководством страны.
Авторы: