Начиная с 2018 года, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, на отечественном рынке выявлено свыше шести миллионов штук контрафактной продукции, небезопасной для потребителя. Однако отследить, кто ее произвел и реализовал, было крайне сложно.
Ситуация изменилась после введения в нашей стране системы «Честный знак», предусматривающей идентификацию каждой единицы товара за счет присвоения уникальных цифровых кодов. Насколько успешно пользуются ей тамбовские предприниматели, какие нарушения при обороте продукции, подлежащей обязательной маркировке, допускают, шла речь на заседании координационного совета по защите прав потребителей региона.
Под защитой «Честного знака»
Как пояснила заместитель начальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Елена Кузьмина, сейчас ведомство не проводит плановых проверок бизнеса. Его сотрудники посещают хозяйствующих субъектов внепланово, если на них поступили жалобы от потребителей, поданные в том числе и через портал госуслуг.
Свою работу они координируют с прокуратурой, УВД и налоговой службой. Так, в первом полугодии 2021 года ими было проведено 14 мероприятий по контролю за оборотом маркированной табачной продукции, в ходе которых возбуждено 18 административных дел, изъято из оборота более пяти тысяч пачек сигарет на общую сумму почти полмиллиона рублей.
Одновременно с табаком в России чуть больше года назад ввели запрет и на оборот обуви без маркировки. Однако далеко не весь тамбовский бизнес учел это обстоятельство, о чем свидетельствуют объемы изъятой за шесть месяцев обуви, в общей сложности оцененной в 2 миллиона 168 тысяч рублей. Что же касается товаров легкой промышленности, то в настоящее время далеко не все они нуждаются в маркировке.
«Подробный перечень тех из них, что должны быть занесены в систему «Честный знак», установлен Правительством РФ. Предприниматели должны обязательно ознакомиться с ним. Это в дальнейшем позволит предотвратить значительную долю нарушений при обороте продукции, маркированной средствами идентификации», - пояснила Елена Кузьмина.
Пока же некоторые представители бизнес-сообщества региона не отличаются законопослушанием: кто-то допускает нарушения действительно по незнанию, кто-то намеренно, надеясь на русский авось. В управлении Роспотребнадзора по результатам проверок составили рейтинг нарушений. Зачастую товар, поступивший в торговую точку, либо вообще не заносился в систему «Честный знак», либо отражался там частично. Обычно предприниматели объясняют это нехваткой времени или рабочих рук. Кроме того, отмечались случаи, когда информация о производителе или поставщике отображалась в системе некорректно, или продавец по незнанию избавлялся, например, от обувных коробок, которые содержат уникальные цифровые коды, защищённые криптографией.
Кстати, для удобства потребителей существует две версии «Честного знака». Они могут установить приложение на смартфон и, отсканировав QR-код на понравившемся товаре, проконтролировать его путь от производителя до конечного покупателя, убедится в качестве и благонадежности. Если покупатель не обнаружил тот или иной товар в базе, то он может сообщить об этом непосредственно через мобильное приложение, или обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора.
Как отмечалось на заседании координационного совета, к 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на большую часть потребительской продукции. Недавно в России была введена маркировка мороженого и сыров, на очереди — молочная продукция со сроком годности более сорока дней, а затем — и менее.
«Нам предстоит подготовиться к большой и планомерной работе, и подготовить к этому наших предпринимателей. Они должны понимать ответственность, которая с внедрением новой системы на них лежит», - подчеркнул заместитель начальника управления по развитию промышленности и торговли Тамбовской области Сергей Попов, председательствовавший на заседании.
Он напомнил об изменениях, внесенных в этом году в КоАП РФ, касающихся оборота немаркированной продукции и игнорирования хозяйствующими субъектами системы электронного документооборота, что влечет за собой наказание.
Финансовый «Маркетплейс»
Члены координационного совета также обсудили «подводные камни» и перспективы развития дистанционной торговли и оказания финансовых услуг. На заседании состоялась презентация проекта «Маркетплейс» - онлайн-сервиса, позволяющего без географических ограничений приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе. Как пояснил начальник экономического отдела Отделения по Тамбовской области Главного управления Банка России по ЦФО Юрий Рябов, летом прошлого года был принят федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», что послужило толчком для активного применения «Маркетплейса» в этой сфере. Через него в любое время суток можно не только открывать вклады в банках, расположенных на значительном расстоянии от места жительства гражданина, но и оформлять полисы ОСАГО, совершать сделки с внебиржевыми облигациями, приобретать паи в ПИФах. На сегодняшний день в системе «Маркетплейс» работают девять банков, предлагающих вклады от четырех до 6,5 процентов годовых, а также 15 страховых компаний.
По словам Юрия Рябова, безопасность и дополнительная надежность совершаемых операций обеспечивается за счет того, что все сделки заносятся в регистратор финансовых транзакций. В дальнейшем число участников проекта, инициированного Банком России, будет постепенно увеличиваться, с учетом запросов рядовых потребителей расширится и ассортимент услуг.