Когда-то участок Цны между плотиной и Кривым мостом называли Быстрянкой. Сейчас его так назвать можно лишь в насмешку: он больше похож на болото из-за обилия водорослей. Изменился там и состав водной фауны. Не стало раков, которые прежде встречались в изрядном количестве. Куда-то делись судаки, налимы и даже ерши.
А ведь многие городские старожилы помнят времена, когда Цна в этом месте была чистой глубокой рекой, когда на излучине (повороте к Кривому мосту) был омут. Сейчас там мель, а над поверхностью воды возвышается водная растительность, которая образует целый остров!
Такой Быстрянка стала не за один год. Зарастала она постепенно. Много лет я пытался говорить на эту тему с чиновниками городского и областного уровня, но в ответ слышал лишь обтекаемые фразы. Понятно, почему: расчистка реки стоит так дорого, что ни городской, ни областной бюджет не потянет расходов. К тому же, если эти работы начать, могут возмутиться влиятельные дачники.
Лишь три года назад дело сдвинулось с мёртвой точки: областные власти добились включения расчистки Цны в нацпроект «Экология». Однако вопросов пока остаётся очень много.
Утиная болезнь
Никогда ещё водной растительности в Быстрянке не было так много, как нынешним летом. Изобилие водяной травы в некоторых местах оставляет лишь узкую протоку, где вода разгоняется до впечатляющей скорости.
Впрочем, даже в таких относительно чистых местах купальщика поджидает растущие на дне водоросли, которые постоянно цепляются за ноги.
В общем, плавать, и тем более нырять там – не самое приятное занятие. Если кому на Быстрянке и раздолье, так это натуралистам! Встретить можно и лысуху, и ондатру, и даже бобра, а уж уток там - пруд пруди!
Никогда их не было так много, как в этом году. На одном маленьком пляже я их однажды насчитал целых пятнадцать. Их привлекает непомерно расплодившаяся среди водорослей мелкая живность: улитки, пиявки, водяные жуки и клопы, личинки стрекоз и ручейников… Вносят свою лепту и люди. Кормление уток стало забавой для дачников, которые приходят с детьми и вёдрами хлеба.
Думаете, это хорошо? Нет! Кормление уток – развлечение далеко не такое безобидное, как может показаться: у купающихся рядом с птицами ребятишек часто развивается «утиная болезнь». Её вызывают личинки живущих в утках глистов, которые внедряются под тонкую детскую кожу. Они не способны жить в человеческом организме, поэтому быстро погибают и провоцируют сильную аллергическую сыпь и зуд.
Проще говоря, чистых и приятных мест, где можно безопасно поплавать, особенно вместе с детьми, на Быстрянке почти не осталось.
Почему же Цна зарастает так быстро, как никогда раньше? Причин несколько, и главная из них – заиливание реки. Песчаное дно на Быстрянке сейчас редко где встретишь. Чаще всего оно покрыто толстым слоем ила, на котором хорошо растёт водяная трава.
Причина проста. Канал Цны, вдоль которого идёт Набережная, у нас чистили в 2004 году, 17 лет назад. Это очень много, но ведь со времени очистки от ила русла самой Цны прошло гораздо больше времени.
Удивляться тут нечему. Если на приведение в божеский вид канала ушло двадцать миллионов рублей, то на Быстрянку потребуется больше четырёхсот (по предварительным прикидкам – 436 миллионов). Впрочем, дело не только в деньгах.
Наглецы
Как-то летом я предпринял небольшое путешествие – проплыл на надувной лодке от Кривого моста до плотины и обратно. Картину я увидел удручающую, и дело было не только в изобилии водной травы, в которой запутывались вёсла.
Незаконные садовые участки местами подходили прямо к урезу воды. Видел я и стоящие на берегу (в каких-нибудь пяти метрах от реки) туалеты с выгребными ямами, и бетонную лестницу, ступеньки которой спускались прямо к реке, и забор, отделяющий Цну от чьего-то дачного участка… А уж сколько огородов! Всё это – грубейшее нарушение статьи 65 Водного кодекса России.
Согласно ему, ширина водоохранной зоны возле различных рек, ручьёв и прудов колеблется в пределах от 50 до 200 метров. Для Цны установлено максимальное значение. Что это значит?
То, что сажать овощи, кусты или деревья, возводить строения и даже разбивать палатки можно не ближе, чем в 200 метрах от уреза воды. Иначе – штраф и снос. Однако владельцы таких участков – люди часто весьма влиятельные и наглые. Многие из них плюют и на законы, и на правила человеческого общежития.
Они не хотят думать, что дерьмо из их выгребных ям, компост из их куч и минеральные удобрения с их огородов во время дождей попадают в реку, где летом купаются и взрослые, и дети. Кроме того, удобрения питают водоросли, и последние ещё больше разрастаются.
Мне приходилось сталкиваться с людьми, участок которых находится в водоохранной зоне. Какие же они ухищрения изобретали, пытаясь его приватизировать, а когда не получилось, то хотя бы оформить его в аренду. Добывали где-то подписи директоров несуществующих кадастровых бюро, старались добиться решения собрания садоводческого товарищества и визы председателя, даже вызывали полицию, когда тот им отказывался ставить печать.
Прошло больше года, прежде чем они, наконец, поняли, что чиновники городской администрации не пойдут ради них на слишком уж очевидное и грубое нарушение закона. Успокоились, но скольким людям нервы потрепали! И скольким ещё потреплют, когда, наконец, начнётся расчистка Быстрянки!
А она начнётся. По всей видимости, уже в следующем году. Так, по крайней мере, запланировано.
Долгожданный проект
В конце ноября 2019 года на сайте госзакупок был размещён лот № 0164200003019003308. На торги было выставлено право разработки проектной документации на расчистку русла Цны в городской черте Тамбова.
Аукцион объявило областное управление по охране окружающей среды и природопользованию. Начальная стоимость контракта составляла 18 миллионов рублей. Эти деньги планировалось выделить из областного бюджета.
В техническом задании говорилось, что расчистить планируется следующие участки русла Цны:
1. От пролива «Узкий» до моста-плотины через Цну в Пригородном лесу (имелась в виду бетонная плотина возле МНТК «Микрохирургия глаза»).
2. От плотины в Пригородном лесу до моста на Рассказовском шоссе (так называемого Кривого моста).
3. Старицу и пруд в районе СНТ «Заречный», СНТ «Ревтруд -1», СНТ «Персональный пенсионер» и СНТ «Педагог».
4. Канал Цны от моста в Парке культуры и отдыха до Тезикова моста.
5. Канал Цны от моста в Парке культуры и отдыха до плотины бывшей ГЭС (которая в народе именуется «Гидрой»).
6. От Кривого моста до административной границы Тамбова.
Итого общая протяженность расчистки должна составить 13,45 километра. Предельная стоимость самих работ (в ценах на конец 2019 года)– 436 миллионов рублей.
Конкуренция на торгах оказалась весьма оживлённой, в результате чего цена контракта упала на треть – с 18 миллионов до 12 156 148 рублей. При этом аукцион прошёл быстро: договор № 2682900587619000028 был подписан уже 9 декабря 2019 года с институтом «Рязаньпроект», носящим организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.
Проектные работы институт должен был закончить к 1 декабря 2020 года, однако 15 сентября по инициативе заказчика было заключено дополнительное соглашение, согласно которому протяжённость расчистки была увеличена до 13,9 километра. Соответственно, изменили и срок исполнения заказа. Кроме того, в этом документе уточнялось, что разработка речного грунта будет вестись без углубления дна Цны.
Институт «Рязаньпроект» закончил работы в декабре. Ближе к Новому году областное управление по охране окружающей среды с ним рассчиталось.
Начнутся ли торги на расчистку?
Вскоре областные власти утвердили проект расчистки русла реки Цны в городе Тамбове общей протяжённостью 13,9 километра. В нём говорится, что со дна реки будет поднято более 600 тысяч кубометров отложений (преимущественно ила). Наступила пора объявлять новые торги – уже на саму расчистку. Однако объявление до сих пор не размещено и неизвестно, когда это случится. Так мне, по крайней мере, сказали и в областном комитете по госзакупкам, и в региональном управлении по охране окружающей среды.
Почему же объявление таких важных торгов затягивается? Работы, как уже говорилось, стоят весьма и весьма дорого – 436 миллионов рублей в ценах 2019 года. В нынешних выйдет несколько дороже. Может быть, даже полмиллиарда рублей. Для областного бюджета это неподъёмная сумма.
Работы предполагается провести в рамках реализации регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». Львиную долю денег должен выделить федеральный центр. Должен… но пока не делает этого.
Вот как комментирует ситуацию заместитель начальника управления охраны окружающей среды Вячеслав Хоменко:
- Торги на расчистку реки ещё не объявлены, потому что пока неизвестно, сколько денег нам перечислят из федерального бюджета. Начальная стоимость контракта превышает 400 миллионов рублей. В областном бюджете таких денег на расчистку Цны нет. По плану работы должны быть проведены с 2022 по 2024 годы включительно. Если мы получим из Москвы большую часть необходимых денег сразу, то дело пойдёт быстро. Если же будем получать маленькими частями, то расчистка затянется.
– Сейчас многие дачи построены в водоохранной зоне. Некоторые садовые участки подходят вплотную к урезу воды. Их придётся ликвидировать, но ведь часто это сады людей, влиятельных на городском уровне. Кто и как будет решать эту проблему?
– Подрядчик. Как он станет убеждать дачников, не могу ответить.
И никто ведь не может! Как я не без основания подозреваю, именно строптивые и влиятельные дачники окажутся самой большой проблемой для любой организации, которая решится на расчистку Цны. Ведь ликвидация незаконных участков и снос дачных домиков (а порой целых особняков) в водоохранной зоне ударит по их карману, причём очень и очень больно.
Думаете, эти люди воспримут торжество закона как должное и не станут сопротивляться? Как бы не так! Они подключат все свои связи в административных и правоохранительных структурах.
В общем, бой за Цну нам ещё предстоит. Тут очень важна будет позиция общественности. Она же (это моё персональное мнение) все последние годы не замечала проблему Цны и маялась дурью, пытаясь спасти Студенец от заточения в трубу, что на самом деле было бы далеко не плохим выходом для города. Спасать нужно не тех, кто уже умер, а тех, кто ещё жив.
Читайте также: