Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

«Всем нам просто хочется домой»: история многодетной семьи, бежавшей из Донецкой области в Тамбов

Общество
Фото: Фото Павла Васильева

Десятки, если не сотни тысяч беженцев из Донбасса прямо сейчас находятся в России. Это история самой обыкновенной семьи из Донецкой области. Таких историй сегодня много. И это одна из них. С 20 февраля семья из семи человек живёт в Тамбове. Они согласились побеседовать на условиях анонимности.
«Те дни для нас до сих пор, как в тумане, — вспоминает Евгения. — За несколько дней до начала эвакуации мы с мужем оставили троих детей его маме и уехали на две недели в Ростов по делам. Никто не подозревал, что нам предстоит пережить в ближайшее время. Дети и родители жили в Харцызске».
Харцызск — это небольшой город в Донецкой области, находящийся под контролем ДНР. Население 56 тысяч человек.

ВСЕОБЩАЯ ЭВАКУАЦИЯ

18 февраля жителям ДНР и ЛНР объявили о необходимости эвакуироваться.
«Мама тогда звонила мне по телефону и рассказывала, что жителей оповещают по телевизору, радио, Интернету, — вспоминает Евгения. — По городам ездят машины с громкоговорителями и убеждают людей покинуть свои дома».
Сотовые операторы рассылали смс-сообщения с уведомлением об эвакуации.
«Внимание! Граждане! Объявлена экстренная эвакуация! Не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике! Оповестите соседей о полученной информации! Следуйте указаниям, размещённым в теле-, радиосети, смс-информировании от РОС «Феникс», а также полученным от соответствующих специализированных служб города (района)», — читает смс-сообщение со слезами на глазах мама мужа Евгении — Анастасия Николаевна.
А дальше в тексте сообщения следовала информация о том, через какие таможенные пункты люди могут покинуть населённые пункты. В городах завыли сирены гражданской обороны. Людям предлагали эвакуироваться в Ростовскую область. В России всё подготовили для приёма и размещения эвакуированных — людей по максимуму постарались обеспечить всем необходимым. Для быстрого перехода на пунктах пропуска создали все условия.
«Но мы не рассматривали переезд в Ростовскую область, у нас есть знакомые — друзья в Тамбове. Как только узнали об эвакуации, мы с мужем сразу поехали туда. И уже в Тамбове ждали всю нашу семью», — вспоминает Евгения.

ЖИЗНЬ ДО

«Мы привыкли жить в Харцызске с тем, что всегда слышали стрельбу. И мы, местные жители, не знали, кто стрелял, откуда и почему. В какой-то момент простые люди стали заложниками обстоятельств, и людей попросили эвакуироваться. Только сила действительно в правде, сегодня эти слова у всех на устах. Помню, как до 2014 года люди пытались уехать, жить было страшно, а потом — нет, с 2014-го года, все эти годы мы жили спокойно, — рассказывает Евгения.— Только стрельбу слышали, но к этому привыкаешь, ко всему привыкаешь. Страшно стало, когда объявили эвакуацию».

ПАНИКА

Как только пришли первые вести об эвакуации, люди начали покидать свои дома.
«Мои свёкор и свекровь были категорически против. Наверное, дело в возрасте. Мы убедили их покинуть Харцызск, аргументировав лишь тем, что у них на руках маленькие дети. Одному ребёнку семь, второму пять, а третьему пять месяцев», — признаётся Евгения.
Анастасия Николаевна рассказывает, что в те дни у людей была паника. На таможне в Успенске, в Малиновке были огромные пробки, люди боялись, что не успеют уехать. Очереди были настолько большие, что многие не могли даже добраться до таможни, стояли перед блокпостом. Многие, пытаясь уехать, писали крупными буквами на машинах «Дети».
«Люди до последнего не верили, что будет что-то страшное. Потому что мы привыкли слышать стрельбу, для нас это как будто бы стало нормой. А это на самом деле страшно. И когда все начали активно собираться, когда уехали наши друзья, знакомые, тогда я в панике взяла детей и мы попробовали уехать в первый раз», — рассказывает Анастасия Николаевна.
С первого раза уехать не получилось. В очередях люди стояли днями. Дети плакали, семья во главе с бабушкой решили вернуться. Во второй раз за ними приехали на машине знакомые. Анастасия Николаевна вспоминает, как укладывала детей одетыми, чтобы в случае опасности можно было бы экстренно покинуть дом.
«У всех была паника. У женщин, наверное, от неуверенности в завтрашнем дне, от переживания за детей. У мужчин, возможно, от неспособности защитить свою семью. Это очень страшно».
В последний день вместе со знакомыми удалось пересечь таможню «Успенка».
«Мы были в пути, наверное, десять часов, но с полугодовалым ребёнком это нереально тяжело», — рассказывает Анастасия Николаевна.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ

В Тамбове воссоединившаяся семья из семи человек живёт в двухкомнатной квартире друзей.
«Столько лет нас разделяли города и расстояния, но, как говорится, дружба познаётся в беде. И это действительно так, — со слезами на глазах говорит Евгения. — У нас большая семья. Мы жили среднестатистической жизнью. Старший пошёл в сентябре прошлого года в подготовительный класс школы и ещё в музыкальную школу; младший — в садик и грудничок. Мой муж работал разнорабочим, а я была в декрете».
Вещей с собой почти нет. Анастасия Николаевна рассказывает, что уже повторно собирала вещи в панике. До последнего думала, что уехать уже не получится. В итоге приехали с одним чемоданом на пятерых.
«Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся вернуться домой. Нужно жить дома, дома и стены лечат. Наверное, если бы не дети, родители так и остались бы там. Всё-таки Родина, и мы к ней корнями прирастаем, только до последнего не осознаём этого. У нас там сад-огород, яблони, груши. Это, наверное, глупо сейчас звучит, но ведь они тоже живые. Это была наша жизнь», — делится Евгения.
Сейчас семья ничем не занимается. Все просто ждут. В Тамбове им предлагали школу, детский сад, но они пока отказываются и верят, что в ближайшее время удастся вернуться обратно.
«Жить в чужом доме, извините, в чужом мире и вообще без ничего — очень сложно, — говорит Евгения. — Приехали и просто сидим. И темнота в душе. Новости мы не читаем. Мы устали. Только знакомым туда звоним, тем, кто остался».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Семья успела посмотреть Тамбов. Преимущественно ознакомились с севером города, каждое воскресенье они ходят в церковь.
«Если говорить о моральном вопросе, то поверьте, нам ничем не поможешь. Всем нам просто хочется домой. Что мы все можем сделать? Наверное, нам надо всем объединиться и молиться Богу. Надо жить с верой, с надеждой и с любовью в сердце к ближним своим; к тем, кто рядом, и это какая-то абсолютная любовь к людям, которой нас учит Бог. Бог милосердный. Нам хочется домой, хочется спокойствия и тишины. Всё в руках Божьих. Слава богу, что мы сейчас все вместе. Сейчас тяжело. Но время всё расставит по своим местам. Дай бог нам всем сил».
Желающие могут принести вещи первой необходимости для беженцев в городское отделение партии «Единая Россия» на ул. Степана Разина, 17, а также в Региональную общественную приёмную на ул. М. Горького, 20 (здание МФЦ) с 09.00 до 17.30.
Авторы: