Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Школьное научное общество Уваровщинской школы помогает учащимся пробудить интерес к науке

Общество
Фото: Фото из архива Уваровщинской школы

Одиннадцать лет — дата совсем не юбилейная, и вообще в ней нет ничего примечательного. Но только на первый взгляд и для тех, кто очень далёк от школы. А для учителей и учеников одиннадцать лет — рубеж важнее любого юбилея, потому что одиннадцатый класс выпускной, за одиннадцать лет ученики проходят путь от любопытных и мало что понимающих и знающих первоклассников до выпускников, вступающих во взрослую жизнь с изрядным багажом знаний, — и такой же путь прошли первые участники школьного научного общества «Эврика» Уваровщинской средней школы. Оно было создано одиннадцать лет назад, и руководит им Вера Егоровна Димиянова.
КОЛЫБЕЛЬ ТАЛАНТОВ
«В тот год я перешла работать из школы-интерната в Уваровщинскую школу, и одним из первых поручений на новом месте работы стало официальное создание школьного научного общества. У нас очень большая школа, при этом сельская: базовая в двух корпусах и ещё четырнадцать филиалов в сельской местности. С самого начала было решено, что общество будет не только в базовой школе, но и обязательно в сельских филиалах. Даже, например, в Полевом, где только начальная школа, научное общество есть», — рассказывает Вера Егоровна.
Наука — дело увлечённых, поэтому при организации общества постарались добиться, чтобы и школьники туда шли с интересом, и кураторы в филиалах были действительно теми педагогами, которым нравится такой вид работы и которые серьёзно относятся к проектной и исследовательской деятельности учеников. Кураторы филиалов работают в тесной связи с базовой школой, особенно при подготовке к научным конференциям.
Во главе школьного научного общества стоит совет, который избирается ежегодно на конференции.
«Ежегодно проводится слёт и две научные конференции: для ребят помладше, до шестого класса включительно, и для более старших исследователей», — рассказывает Вера Егоровна.
Обе конференции уже приобрели межмуниципальный уровень: постоянными гостями и участниками являются учащиеся из Гавриловского, Инжавинского районов, Татановской школы, кадетской школы-интерната из Тамбова. Да и местные участники представляют не только Уваровщинскую школу, но и учреждения среднего профессионального образования: аграрно-промышленный колледж, училище гражданской авиации. Экспертами на таких конференциях являются не школьные педагоги, а учёные из Мичуринского аграрного университета, ТГУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ, заповедника «Воронинский».
Увлечённость и трудолюбие — эти два качества характеризуют выступающих на конференциях и эти же два качества фактически являются ведущими характеристиками одарённых детей. Научные общества — именно та среда, в которой эти дети реализуют себя наиболее свободно и полно. Такой колыбелью талантов на общероссийском уровне является Общероссийская детская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего», а с 2018 года общество «Эврика» стало его местным отделением.
«По итогам прошлого учебного года школа вошла в сотню лучших по рейтингу международной образовательной программы «Smart Planet» (Умная планета)», — называет ещё одно достижение общества Вера Егоровна.
НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ
Научное общество начиналось с 46 школьников из 5—11 классов, сейчас оно объединяет 320 учеников из 1—11 классов. Нынешний председатель совета НОУ Варвара Хохлова — из того самого «первого призыва». Она пришла в научное общество второклассницей, а сейчас заканчивает школу. Поначалу её интересовали разные направления исследовательской деятельности, но со временем она нашла свою стезю: химия, биология, — а сейчас намеревается стать врачом, совмещая практическую деятельность с наукой.
Каждый год участники школьного научного общества добиваются значимых результатов, в том числе и на федеральном уровне. Среди тех, кто взял такую высокую планку в этом году, и Екатерина Пестова. Она занимается исследованиями по психологии. Сфера её научных интересов не меняется — ещё в пятом классе, заинтересовавшись психологией, она начала заниматься в научном обществе, но считала психологию своего рода хобби и намеревалась стать юристом. Но постепенно хобби стало чем-то большим.
«Екатерина готовится поступать в Московский педагогический университет, чтобы стать психологом. Мне это особенно приятно, потому что я тоже там училась», — говорит Вера Димиянова.
Именно ранее участие детей в работе научного общества даёт им наиболее широкие возможности пробовать разные направления исследований, искать себя и свой путь. Такая возможность поиска отражается даже в направлениях работы научной конференции «Начало» для дошкольников и учащихся 1—6 классов, на которой, помимо «профильных» секций, например, «Великий и могучий», «Истоки» и т. д., есть и такие, как «Хочу всё знать» или «Удивительное рядом», как раз подходящие для тех, кому интересно, как говорится, всё. В целом же секции на этой детской конференции соответствуют секциям «взрослым» и девяти направлениям работы школьного научного общества: историко-краеведческое, полилингвистическое, естествоиспытательское, технического творчества, точных наук, спортивно-оздоровительное, воспитания и развития, художественно-эстетическое и аграрно-технологическое.
НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО
В рамках общества действует школьное лесничество в селе Ленинское и экологический лагерь «Заповедный волонтёр» в Чутановке.
Лагерь «Экологический волонтёр» действует уже двадцать лет, 6 июня откроется очередная смена», — рассказывает учитель Чутановского филиала Виктор Васильевич Глушков.
Программа работы написана в сотрудничестве с научными работниками Воронинского заповедника, и школьники занимаются самой настоящей научной деятельностью. В их задачи входит мониторинг состояния природы — из года в год они наблюдают её состояние на одних и тех же маршрутах в одно и то же время. На первый взгляд, не очень-то увлекательное занятие, но каждый год обнаруживается что-то примечательное, да и осознание того, что это настоящее дело, а не игра, тоже, наверное, много значит для ребят.
«Первый раз в лагерь приходят второклассники, и практически все они участвуют в его работе ещё шесть-семь лет, до окончания девятого класса», — говорит Виктор Васильевич.
О серьёзном отношении педагогов и ребят к научной и природоохранной деятельности, говорит тот факт, что только эта школа приняла участие в составлении Красной книги. Кстати, одна из интересных научных работ, написанных здешним учениками, называется «Красная книга села Чутановка Тамбовской области», её автор Светлана Глушкова. Любопытные наблюдения есть в исследовании о «растениях-мигрантах» Даниила Спивакова, изучавшего растения, переселившиеся в область из других регионов и стран.
Работа школьного лесничества в Ленинском также не может быть названа «ученической». Часть исследований находит применение в практике, например, результаты изучения закономерностей всхожести семян сосны обыкновенной в зависимости от сроков посадки, чем несколько лет занимался Георгий Сапрыкин под руководством учителя географии Марины Алексеевны Волынкиной, заинтересовали профессиональных лесоводов.
НАУКА — ЭТО ИНТЕРЕСНО
Практически все ребята, серьёзно участвовавшие в работе школьного научного общества «Эврика» Уваровщинской школы, не изменяют своим интересам, и поступив в вуз. Например, нынешний пятикурсник Московского медицинского университета им. Пирогова Константин Асеев не только совмещает учёбу с работой в научном центре сердечно-сосудистой хирургии — в знаменитом институте им. А. Н. Бакулева, — но и с научной деятельностью: недавно он выступал с докладом на всероссийской конференции молодых учёных. Путь в науку для Петра Овчинникова также начался в школе — его интересовала физика, вот и сейчас, после окончания физмата Державинского университета он учится в аспирантуре и занимается исследованиями в сфере нанотехнологий.
Вероятно, каждый из тех, кто продолжает путь в науку, начатый со школьной скамьи, может по-своему ответить на вопрос, почему он это делает. Но наверняка каждый скажет, что это ему очень интересно. Школьное научное общество помогает понять именно это: наука — это увлекательно, это загадки, которые требуют ответа, приключение, которое нельзя бросить на середине, это свобода, которая побуждает к творчеству, — и тот, кто однажды ощутил торжество научной победы, всегда будет стремиться вновь воскликнуть «Эврика!».
Авторы: