Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Несколько десятков лет жительница Знаменского района коллекционирует неваляшек

Общество
Фото: Фото: Газета "Сельская новь"

ГДЕ ОДИН, ТАМ И… СЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ
За клоуном потянулись «родственники»: неваляшки разных размеров и цветов, изображающие разных людей и животных. Сейчас их ни много ни мало, а семьдесят семь.
Собиралось это богатство постепенно. Клавдия Николаевна совсем не думала, что занимается коллекционированием, просто однажды пожалела, что дети могут разбить хрупкие целлулоидные игрушки, и убрала их подальше да повыше, а потом раз, другой не смогла удержаться, увидев в магазине новую неваляшку, — и уже в начале девяностых годов наверху «стенки» в гостиной стоял строй ярких глазастых кукол. Место это сохранилось за ними и по сей день, только строятся они уже в три ряда — как первоклассники на фотографиях. Схожим образом расставлены и неваляшки, только Клавдия Николаевна их ещё и по тематике разделяет: люди, сказочные персонажи, зверушки. В коллекции есть неваляшки всех размеров: от самых больших, ростом почти полметра, до крохотных, с мизинчик.
«Этих, самых маленьких, у нас в Дуплято-Маслово в магазине покупала, как игрушки детям, удивительно, что уцелели», — говорит Клавдия Николаевна.
«Малютки» совершенно точно не котовского производства; продукцию завода пластмасс Клавдия Николаевна уже, наверное, без всяких этикеток отличает, ведь она составляет большую часть необычного собрания.
ВОТ ТАК ЗАЯЦ!
Пополняется же оно разными путями. Конечно, все знают о её увлечении, родные стараются принять участие в пополнении коллекции. Одно время сестра Клавдии Николаевны часто ездила в Котовск и всякий раз привозила новую неваляшку, дети, бывая в райцентре, в Знаменке, в Тамбове или в более дальних путешествиях, тоже всегда покупают для мамы неваляшку, если увидят такую, какой у неё ещё нет. Сама же Клавдия Николаевна, как настоящий коллекционер, попадая в какое-то новое место, прежде всего интересуется ассортиментом неваляшек в местной торговле. Но это, конечно, не единственный способ пополнения коллекции, да и раритеты в магазине не продаются. Правда, Клавдия Николаевна за редкостями особенно не гоняется, просто если уж понравилась ей неваляшка, то она постарается, чтобы у неё такая была. Например, увидела у знакомой как-то неваляшку-зайца. Вообще-то зайцев в её коллекции немало, но тот был «редкой породы», перламутровый... Знакомая не очень-то хотела отдавать неваляшку, пришлось долго уговаривать, ну а в конце концов сработал самый убедительный аргумент — деньги. Купила Клавдия Николаевна этого перламутрового зайца раз в десять, наверное, дороже его цены, и прекрасно понимала это, но такова уж участь коллекционера...
«Родные на меня тогда ругались, не могли понять, как можно за игрушку такие деньги отдать», — вспоминает Клавдия Николаевна.
НЕПОБЕДИМЫЙ
А вот ещё более редкостного слона пожилая соседка ей просто подарила. Мол, мне уже не надо, бери. Слону лет немало, он, вероятно, из числа первых котовских неваляшек, а их начали выпускать в 1958 году. Несмотря на возраст, слон отлично сохранился, потому что служил не игрушкой, а украшением, стоял в уголке на тумбочке, вдали от солнечных лучей. Но, как у каждого собирателя, не всегда удавалось обрести желаемое. До сих пор немного жалеет Клавдия Николаевна о неваляшке в виде Микки Мауса. Она и сама по себе была хороша, и в коллекции составила бы пару коту Тому — пусть не Джерри, но всё же мышь.
«Микки Мауса я увидела в руках у пассажирки автобуса, когда возвращалась из Знаменки. Опаздывала, так что выйти и купить такого же никак не могла, а уговоры оказались безрезультатны. А когда в следующий раз приехала, такой неваляшки уже в продаже не было», — с сожалением вспоминает Клавдия Николаевна. Что ж, бывает и так, а бывает по-другому — когда продавцы, зная о её увлечении, сами оставляют ей новую неваляшку.
Все неваляшки в коллекции нравятся Клавдии Николаевне, но всё-таки некоторые кажутся особенно интересными, например, ваньки-встаньки, «мальчики», потому что они встречаются реже. Она дорожит клоуном, рабочим, а ещё боксёром, внешне напоминающим спортсменов из команд «Метеор» и «Вымпел» из мультфильма «Шайбу! Шайбу!» и его продолжений. У непобедимого — ваньку-встаньку в нокдаун уложить невозможно — спортсмена по-особенному сделаны руки, это не обычные шарики, а боксёрские перчатки; на голове шлем с надписью Moscow 92, так что, наверное, делали его к чемпионату России по боксу, проходившему в тот год.
Клавдия Николаевна заботится о сохранности коллекции. Главное, от чего надо её беречь, — солнечный свет, и чтобы не выцветали, в комнате одно из окон обычно прикрыто жалюзи. Перемыть же такое количество игрушек непросто, тем более что возраст уже не позволяет Клавдии Николаевне лезть за каждой игрушкой на табуретку, а потом таким же способом возвращать её на место, так что помогают внуки. Раньше их до такой процедуры не допускали, а сейчас они подросли и с удовольствием устраивают неваляшкам банный день — звон в это время стоит на весь дом.
НА ОДИН ПРАЗДНИК БОЛЬШЕ
«Задачи собрать какое-то определённое количество неваляшек я не ставлю, но и останавливаться не намереваюсь. Буду просто продолжать собирать, а место, куда поставить, всегда найдётся», — говорит Клавдия Николаевна.
Современные неваляшки ей тоже нравятся, например, Маша из мультика про «Машу и медведя», панда — а там кто знает, что ещё художники придумают.
Теперь в календаре Клавдии Николаевны на один праздник больше — 28 мая отмечается день неваляшки, и у неё есть целых семьдесят семь причин его отпраздновать. Ну а в этом году её даже пригласили в Котовск и, наверное, на родине тамбовской неваляшки она непременно увидит такую, какой ещё ни разу не встречала.
Авторы: