Рассказовский поисковый отряд «Витязь» недавно вернулся из Воронежской области, где участвовал в экспедиции, организованной Российским комитетом ветеранов под руководством Павла Золотарёва. Прежде на протяжении семи лет поисковики работали на территории села Строжевое 1-ое Острогожского района, и вот уже второе лето подряд — в селе Урыв-Покровка, что на правом берегу реки Дон. Из-за испепеляющей жары, когда даже в тени было +37 градусов Цельсия, основные задачи, поставленные перед отрядом, его представителям приходилось выполнять под покровом ночи.
НЕУТОМИМЫЙ ПОИСК
«Исследуемый нами участок сейчас используется местными жителями для выпаса скота. Он находится на окраине села: от жилых домов его отделяют всего 15—20 метров, поэтому налобных фонариков было вполне достаточно, — рассказывает руководитель отряда Александр Саяпин. — Было важно определить место работ, с помощью оборудования выяснить, какие находки может таить в себе земля. А завершить поиски, например, ранним утром после восхода солнца».
На этот раз отряду не довелось участвовать непосредственно в раскопках и поднятии останков бойцов на поверхность для дальнейшего перезахоронения с почестями. Им была поручена не менее важная задача — «Витязи» проводили разведку местности с тем, чтобы в следующем году приступить к активным поисковым работам. Ориентируясь на воспоминания долгожителей из Урыв-Покровки, а также их ближайших родственников, им удалось выяснить координаты большой братской могилы, куда население после освобождения села ежедневно в течение как минимум двух недель свозило убитых и умерших от ран бойцов. «Мы неоднократно прошлись там с металлоискателями, подземный сигнал есть, причём довольно сильный. Однозначно, будет над чем работать», — уверенно заявляет Александр Владимирович.
Вероятно, часть поисковых задач можно было выполнить по «горячим следам», но собственники земельных участков выступили против раскопок, хотя и признали их необходимость. С такой ситуацией «Витязи» в своей практике сталкивались уже неоднократно, и всякий раз она разрешалась по-разному. Саяпин искренне надеется, что Российскому комитету ветеранов и её неутомимому руководителю Павлу Золотарёву, кстати, уроженцу этих мест, в ближайшее время всё-таки удастся убедить землепользователей, и очередная экспедиция в Урыв-Покровку, намеченная на следующее лето, окажется максимально результативной.
Но и в этом году поисковые отряды, разбившие лагерь в Воронежской области, отработали на пределе своих возможностей. Ими было обнаружено почти тридцать останков бойцов. К сожалению, почти все они так и останутся навечно для потомков неизвестными героями Великой Отечественной войны... «В отряде мы никогда не ведём статистику поднятых солдат, ведь работаем не ради цифр, — поясняет руководитель «Витязя». — Сколько нашли — уже хорошо. Случались и «нулевые» выезды по бойцам, но всегда нужно помнить, что в ходе экспедиций отрабатываются и другие задачи, поэтому они в любом случае окажутся результативными. Радует то, что с каждым годом мы находим всё меньше и меньше останков. Это значит — работаем не зря».
СЛУШАТЬ СЕБЯ И ИНТУИЦИЮ
В этом году отряд отмечает своё десятилетие. Первый юбилей, который пришёлся на весну, его представители встретили в окопах и блиндажах, несмотря на почти восемь десятилетий, отделяющих нас от Великой Отечественной войны, сохранивших свои очертания в деревне Давыдово Старорусского района Новгородской области. И свою страшную «начинку» — сохранивших, увы, тоже.... В ходе раскопок, поделился Александр Саяпин, поисковики нашли останки двух бойцов. «Находки были верховые, они находились в почве на глубине 15—20 сантиметров. Один, вероятно, погиб из-за того, что недалеко разорвался снаряд. В итоге нам удалось обнаружить лишь часть останков. Второй боец, скорее всего, был на скорую руку захоронен сослуживцами. Он был в нательном белье и без ботинок, они стояли рядом», — рассказывает главный «Витязь». Место, где в этом году довелось работать поисковикам, расположено в черте населённого пункта, в годы войны здесь был железнодорожный переезд. Старая Русса находилась под прицелом вражеской артиллерии практически все четыре военных года. По некоторым сведениям, ежедневно в ходе боевых действий здесь погибало около двенадцати тысяч советских солдат. Условия для раскопок сложные: глинистая почва, высочайшая влажность, тучи комаров и прочих насекомых, высокая растительность. В сезон трава поднимается выше человеческого роста! Чтобы работать результативно, приходится правильно выгадывать время: восьмёрка смелых «Витязей» обычно приезжает сюда в конце апреля, а накануне Дня Победы уже сворачивает лагерь.
Отряд постепенно расширяет географию поисков на Новгородчине. В его немалом послужном списке уже есть экспедиции в Чудовском, Демянском и Парфинском районах, а в Старорусском они обосновались восемь лет назад благодаря коллегам из отдельной поисковой группы имени 177-й стрелковой дивизии города Боровичи. Свою деятельность «Витязи» начинали при их непосредственной поддержки, и по сей день их лагеря расположены рядом друг с другом. «Учитывая многолетние кровопролитные бои, которые шли в Новгородской области, практически повсеместно, ещё долгое время работы для нас здесь будет непочатый край, — говорит Александр Саяпин. — Сейчас общими усилиями поисковиков ежегодно перезахоранивается по 500—700 бойцов».
Бывают и вовсе мистические, ничем не объяснимые случаи. Один из них произошёл в «Витязе», с тех пор его члены стали больше прислушиваться к своим ощущениям и интуиции. Однажды одному из бойцов отряда, когда они находились на Новгородчине, приснился советский солдат, который показал ему точное место массового захоронения. На следующее утро «Витязи» отправились туда и, используя оборудование, действительно обнаружили братскую могилу. В ней были останки 15 солдат — ровно о стольких и говорил «путешественник во времени». А ветки деревьев, цепляющиеся за походные рюкзаки и препятствующие продвижению отряда... Поисковики знают — это неспроста, поэтому исследуют землю щупами. Обычно находки не заставляют себя ждать.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА
«Витязь» — один из немногих взрослых поисковых отрядов на Тамбовщине. Традиционно такие объединения создаются на базе учебных заведений самого разного уровня, рассказовцы же, как подчёркивает Саяпин, «сами по себе». Десятилетие назад они нашли друг друга по воле случая, хотя интересы у них и были схожи. Сейчас отряд, костяк которого сформировался в Рассказове, уже с полным правом можно считать межмуниципальным. В его составе в экспедиции также выезжают жители областного центра, Бондарского, Жердевского, Никифоровского и других районов области. Они по-прежнему увлечены историей родного края и страны в целом, изучают военную историю и способствуют тому, чтобы неизвестные солдаты, погребённые в ходе боёв в толще земли, наконец, обрели своё имя. «Конечно, состав отряда со временем меняется. На протяжении многих лет объединяющим звеном были братья Щукины из села Пахотный Угол Бондарского района. Николай был первопроходцем, вслед за ним в отряд пришёл Андрей, а потом и Степан. Получилась настоящая семейная династия», — отмечает Александр Саяпин.
То, что поисковая работа — это действительно подчас дело семейное, ярко демонстрирует и нынешний состав «Витязей». Девять лет вместе с мамой в экспедиции ездит самый младший его представитель Алексей Иванов. Сейчас юноше 16 лет, но он уже опытный и результативный поисковик.
«Витязь» объединил специалистов по грузоперевозкам и менеджеров, работников торговли и плотников, программистов и специалистов сферы АПК. Большинство из них проводит свой отпуск не на морском побережье или на «шести сотках», а в поисковых экспедициях в болотистых лесах или под палящим солнцем на равнинах. Они привыкли к походным условиям и воспринимают погодные и ландшафтные особенности местности как само собой разумеющееся, потому что знают, для чего и ради кого они пополнили ряды поискового движения России.
Читайте также: