В чем секрет гармонии танца? Конечно, в мастерстве танцоров, фантазии балетмейстеров, упорстве тренеров, но целостность образов, создаваемых на сцене, невозможна без соответствующих костюмов исполнителей. И поговорка – встречают по одежке – в танцах играет особую роль, потому что не только встречают, но и оценивают и провожают по единству всех составляющих номера этого вида спорта и искусства одновременно. Правда, создатели костюмов остаются за сценой, но переживают не меньше балетмейстеров и хореографов за своих танцоров.
Так творится волшебство – в единстве душ. А в знаменитом ансамбле спортивного бального танца Тамбовской области «Цвета радуги» волшебником по костюмам уже много лет является Елена Пчелинцева. Очень скромная, но очень требовательная к своему делу. А секретами своего волшебства она накануне 55-летнего юбилея коллектива поделилась с корреспондентом «ТЖ».
- Как известно, в коллективе «Цветов радуги» случайных людей не бывает. Однако, ваше профессиональное образование с дизайном костюмов и швейным делом не связано. Но именно ваши костюмы создают тот неповторимый образ «Цветов радуги», который знает вся страна. Как такое случается и получается?
- Мое знакомство с «Цветами радуги», можно сказать, стало неслучайной случайностью. Просто я заметила в своей маленькой дочери склонность к танцам и решила отвести ее в «Цвета радуги», где набирали детские группы. Встретила меня Елена Витальевна Дегиль и сказала, что для девочки нужен партнер, найдите его и приходите вместе. Партнера я своей Валерии нашла, но он, правда, вытерпел всего два занятия. А вот Валерия буквально нашла себя и, пройдя все возрастные этапы, стала одной из солисток взрослого состава. А с ней и я нашла себя, проникшись магией танца. И конечно помогла здесь Елена Витальевна, как педагог, тем более партнером моей дочери в ансамбле стал ее сын Глеб Дегиль. Вот так все и сошлось. Что же касается костюмов, то в непростые 90-е многое лежало на самих родителях, а я хотела, чтобы моя дочь была красивой на сцене и начала ей шить, а потом и не только ей, а вообще для ансамбля, который стал для меня делом жизни.
- Но до этого-то вы пробовали шить, ведь не на пустом же месте талант проявляется?
- Мои родители шить умели. Но, а я всего лишь пробовала, никогда не думая о том, что буду заниматься этим профессионально. По образованию я контролер-кассир по торговле промышленными товарами. Но судьба сложилась так, что кассовый аппарат уступил место швейной машинке. И за это я благодарна судьбе и «Цветам радуги».
- Елена, но ведь костюмы для танцев надо не просто сшить, их надо придумать. Как это происходит и от чего зависит вдохновение?
- Здесь все идет от самого танца. Я должна воплотить с помощью костюмов образ, который создает в номере балетмейстер. Конечно, разработка костюмов – это коллективный разум. То есть в этом участвуют и основатель ансамбля Галина Владимировна Такфатулина, и директор коллектива Сергей Александрович Прохоров, и балетмейстеры Екатерина Логина и Максим Савостин, да и сами танцоры тоже предлагают свои идеи. Ну а я все это суммирую и костютм рождается из общих фантазий в реальную вещь. В процессе создания номера что-то можно подкорректировать, но коллектив у нас творческий и, как правило, главная идея всегда попадает в точку. Повторю – это неповторимый стиль образа «Цветов радуги», который мы должны и будем поддерживать всегда.
- А случаются ли споры при разработке костюмов?
-Конечно, случаются. Это нормальный процесс, но побеждают всегда взаимопонимание и профессионализм.
- Елена, а есть ли мода в танцевальных костюмах? Насколько в этом плане «Цвета радуги» соответствуют мировым тенденциям?
- А мы должны не просто соответствовать, но задавать в этом тон. Конечно, за всеми направлениями моды в мировом танцевальном движении мы постоянно наблюдаем и отслеживаем все тенденции. Конечно, эта мода не имеет ничего общего с модой повседневной. Это особый мир, где царят свои приоритеты, и он, естественно изменяется со временем, но по своим законам. Например, платья становятся то более короткими с блестками и стеклярусом, то возвращаются к более длинным и воздушным. Но это надо учитывать при создании образа каждого танца, несмотря на то, что все они очень разные.
- А что за материалы используются для пошива танцевальных костюмов? Насколько они долговечны и насколько дорогостоящи? Удается ли сохранить золотую середину?
- Материалы здесь тоже специальные и предназначены исключительно для профессиональных танцев. Ткани легкие и очень эластичные, чтобы сидели точно по фигуре, но с такими тканями очень трудно работать, здесь действительно нужна определенная сноровка, умение и, я бы сказала, чутье. Но если лет 25 назад приобретать такие ткани было не совсем просто, то теперь возможности значительно расширились. Тканей много, от разных производителей, есть и те, что продают по заоблачным ценам. Мы – государственный ансамбль, и наши расходы жестко ограничены бюджетом, исходя из возможностей которого, мы и приобретаем материалы. И действительно находим здесь золотую середину. А это уже зависит от опыта, нашей фантазии и мастерства, чтобы наши танцоры в этих костюмах выглядели лучше всех. И уверяю вас, цена материала здесь играет далеко не главную роль.
- А главная роль – это преданность танцу?
- Главное – это преданность коллективу, за успех которого ты отвечаешь своим делом. К сожалению, я сама не танцую, но в танцы просто влюблена. Всегда смотрю за выступлениями наших спортсменов, очень за ребят переживаю и горжусь тем, что в моих костюмах они так здорово выглядят.
-Но все же у танцевальных костюмов недолгий век. Какова их дальнейшая судьба? Не жалко ли с плодами своего труда расставаться навсегда?
- Действительно, век этой красоты, к сожалению, обычно ограничивается одним годом. Специальная танцевальная обувь просто протирается, костюмы быстро изнашиваются, и фактически исчезают. Как правило, создаются они для какого-то одного конкретного номера, это действительно очень мимолетно. Какое-то время их элементы можно использовать в других номерах, но все равно вскоре они уходят в небытие и остаются лишь на фотографиях и в видеороликах. Да расставаться с ними жалко, но жалеть об этом просто некогда. Идет постоянный творческий процесс, приходят новые идеи, ставятся новые танцы, и в нашей швейной мастерской постоянно кипит работа. Спросите, сколько на это уходит времени? Да все время и уходит, но в этом наверно и есть мое счастье.
- Елена, а есть ли у вас последователи, с кем можно поделиться вашим умением?
- К сожалению, сейчас таких что-то не видно. Это действительно тяжелый труд, но это не просто работа – вот что надо понять. Этим надо жить, это должно быть в тебе, но я все же надеюсь, что рано или поздно такие люди найдутся, было бы желание. А если есть желание, то оно может стать счастьем. Так что я – счастливый человек.