Знакомые об Ирине Коротких отзываются как о человеке необыкновенном. На её долю выпало немало трудностей и горестей, но она сохранила доброту и чуткость. Она много работает, потому что небольшой бизнес ведёт практически одна, ухаживает за немощными пожилыми родственниками, заботится о муже, у которого начались проблемы со здоровьем, и, несмотря на всё это, опекает бездомных собак и кошек. В районе, где живут Ирина и Андрей Коротких, её знают, наверное, все. Правда, реагируют неодинаково — кто-то здоровается приветливо, одобряя её волонтёрство, а кто-то бросает вслед злые слова.
На прогулку с колбасой
«Мы с Андреем, ещё когда только поженились, если шли вечером погулять, то Андрей непременно прихватывал с собой ливерной колбасы — для собак», — вспоминает Ирина.
Свои собаки у них тоже были всегда. Первая общая — бультерьер, жизнь его была по-собачьему счастливой и долгой, только разве это много — пятнадцать лет… Через некоторое время Андрей принёс маленькую беленькую дворняжку: «Пусть поживёт пару недель…» — и она задержалась у них на все восемь лет своей собачьей жизни. После смерти любимицы Ирина плакала несколько дней, но на новую всё же решилась.
На вечерние прогулки Ирина выходит сейчас, когда у Андрея стало сдавать здоровье, одна, а вернее, с маламутом Максом. У него со здоровьем тоже не всё гладко, и ходит он теперь медленно, но без прогулки никак. Кажется, Макс знает, что нужна она не только для него, но и для бездомных собак, которых в это время обычно навещает Ирина, чтобы накормить, сменить миски (дома она их моет и утром вновь меняет). Она вообще о бездомных животных, оказавшихся под её крылом, заботится так, как иные хозяева не озаботятся о домашних — регулярно обрабатывает от паразитов, при необходимости лечит, обращаясь к ветеринарам; в близлежащей ветеринарной клинике её хорошо знают, ведь туда же она приносит на стерилизацию кошачьих и собачьих «девочек».
Бездомные собаки долгое время жили на территории одного учреждения поблизости, были почти незаметны, за исключением случаев, когда их как будто специально начинали злить, вспоминает Ирина. Но года три назад ночью почти всех собак перестреляли, уцелел только старый Цыган, недоверчивый и дикий. Со временем на удобном месте вновь появились собаки, сейчас их четыре, и Ирина по-прежнему заботится о них. Нынешним летом специальные службы решили, собак надо изловить, стерилизовать и чипировать. Дело хорошее, но только делалось как-то странно. Организация, получившая это право, располагается в Липецке. Собак поймали (как именно — отдельная и местами душераздирающая история), отвезли в Липецк, провели обработку и, видимо, выпустили там же, вместо того, чтобы, как полагается, вернуть «туда, где взяли», или оставить в приюте. О том, что собаки проделали большой и трудный путь, чтобы вернуться на привычное место, можно было судить по их виду и состоянию — сбитые лапы, впалые животы, десятки клещей, которых Ирина снимала просто руками, — так много их было и так крепко они впились в собак, что никакие спецсредства с ними уже не справлялись.
«Всех откормила!» — подводит она итог всей этой истории.
Дружок и его приятели
В последнее время Ирина, заочно подружившись с руководителями и волонтёрам организации «Верный друг», деятельно занимается пристройством «своих» животных. Вот и одну из собак — симпатичного Дружка — решила «усыновить» женщина из Мичуринска. У Ирины просто сердце разрывалось, когда Дружка заманивали в клетку, — а как иначе его везти в другой город, но она напоминала себе, что всё это для его же блага. А в Мичуринске случилось непредвиденное — собака была не пристёгнута, и как только открыли клетку, выскочила и убежала. Искали Дружка все — и тамбовские, и мичуринские волонтёры. Оказалось, что он прибился к стае, живущей на кладбище возле церкви, где его подкармливал сердобольный старичок. Новая хозяйка радостно примчалась за своей собакой, но, когда повела Дружка домой, за ними увязались два щенка, с которыми он подружился, дошли до самого её дома и остались жить во дворе. Новая хозяйка Дружка заботилась о них, кормила, но соседи начали высказывать недовольства, а однажды кто-то из жильцов взял ружьё и начал стрелять по «живым мишеням». Тут уж хозяйка Дружка не выдержала, схватила обоих щенков — и теперь они живут у неё. Видимо, это ещё один случай, когда трудности — а у этой женщины больная старенькая мать, требующая ухода, — не озлобляют человека, а проявляют лучшее в нём.
Кошка с большой буквы
Дружку и двум его приятелям, несомненно, повезло. Но, как свидетельствуют обстоятельства, так везёт многим собакам и кошкам, попадающим в добрые руки Ирины Коротких.
В семье Коротких есть не только собака, но и ещё две кошки. Появились они… ну в общем, уже приблизительно понятно, как это произошло. А если подробно, то вот как: поблизости погибла недавно окотившаяся кошка, из пяти котят трое тоже погибли. А два уцелели. Ирина перенесла их в подвал. Она регулярно наводит там чистоту. Окошко в подвал открыто, чтобы животные могли свободно входить и выходить (у них сейчас даже лесенка специальная для этого есть) — Ирина смогла убедить жителей подъезда, что от кошек в подвале никакого вреда нет, наоборот, только польза. В подвале у неё такая чистота и порядок, как не у каждого дома бывает. А что удивляться — там тоже дом, только «кошкин». Кошек, которые, как она говорит, её сами находят, Ирина устраивает обычно вот в этом самом подвале. И вот в этот самый подвал несколько лет назад она и принесла спасённых котят. Теперь каждая вечерняя прогулка стала заметно длиннее — нужно было навестить и их. Время шло, котята росли, хорошо кушали, и Ирина не придала значения, когда один котёнок стал настоящим шариком. Но однажды она заметила у него кровотечение, схватила и побежала в ветклинику, а там выяснилось, что это кошка, и если бы не слабая родовая деятельность, она бы уже произвела на свет потомство. Оказалось, что один или два котёнка уже погибли, так что закончилось всё операцией, стерилизацией и лечением. Забрав кошку из ветклиники, Ирина не смогла вернуть её в подвал и принесла домой. Несколько дней кошка скрывалась в шкафу, а потом потихоньку стала выходить и очаровывать окружающих. Первым растаял Андрей, он-то и настоял, чтобы кошка осталась у них. Так вот и устроилась судьба Муськи — теперь это её официальное имя, а неофициально она точно знает, что она «Кошка» с большой буквы, так её всегда зовёт Андрей.
У других обитательниц уютного подвала всё оказалось куда хуже. В общем, почти так же, как у бездомной стаи, — некоторое время назад почти все погибли: местная жительница раскидала отраву по всей округе, так что даже две домашние собачки погибли. Из кошек уцелели меньше трети. И примерно тогда же к дому, где живёт Ирина, подбросили двух трёхцветных котят и одного рыжего. Ирина решила найти для них хороших хозяев, фотографии она и её знакомые из «Верного друга» выкладывали в Интернете. Очень быстро обратились за рыжим котёнком. Ирина, конечно, обрадовалась, но отдала его не сразу, а только тогда, когда уверилась, что он попадёт в хорошие руки.
«Там оказалась вот такая история: котёнка мужчина брал в подарок жене на день рождения. У неё был любимый кот, который умер. Она и попросила в подарок такого же рыжего, но обязательно бездомного, и мужчина не посчитал за труд ехать за котёнком из Моршанска», — вспоминает она.
А вот трёхцветные кошечки оказались не такими везучими: буквально на следующий день после того, как их подбросили, одну отравили, вторая пропала. Но через несколько дней «пропажа» вновь появилась возле подъезда, да ещё с пакетиком корма. Оказалось, котёнка подобрал детдомовский мальчишка, но у него не получалось заботиться о нём, да и сам жил впроголодь, вот и вернул. После такого приключения Ирина забрала котёнка домой, он тут же похорошел — у неё вообще все кошки делаются настоящим красавицами, а фотосессия оказалась такой удачной, что сразу несколько человек захотели забрать его. Но воспротивился Андрей — котёнок ему запал в сердце, да и имя ему уже придумалось Feacher, то есть «особенность», а с русским акцентом просто Фича. Так и получилось, что сейчас в семье Коротких целых две кошки.
Разыскивается хозяин
«Это такая радость, когда находишь хороших хозяев для кошек или для собак», —
Ирина рассказывает, как искали новую семью приблудившемуся рыжему коту: у него потом даже хозяйка обнаружилась, которая не видела ничего дурного в самовыгуле. Ирина тогда приняла решение не возвращать кота, а отдать его новой владелице, у которой он сейчас ведёт размеренную жизнь настоящего домашнего животного. Пристраивали и «самовыгульного» метиса мейн-куна, редкостной красоты. Он, кажется, это знал и своим обаянием пользовался вовсю, заходя то в один, то в другой подъезд, позволяя себя кормить, исчезая и появляясь, так что, когда нашлись претенденты на него, пришлось запирать красавца в подъезде. Кстати, когда у него уже появился новый дом с любящими хозяевами, обнаружились и хозяева бывшие, которым, как родителям, отказавшимся от ребёнка, нового адреса кота не дали.
Одна из самых быстрых историй со счастливым концом произошла, когда Ирина, гуляя с Максом, увидела, как пьяный мужчина с маленькой собачкой говорит не внушающей доверия женщине, показывая на собачонку: «Хочешь, подарю!» Собачка не пожелала быть подаренной и убежала. Мужчина искать не стал, ушёл, а Ирина, наблюдавшая эту сцену, искать стала — маленьким домашним собачкам на улице совсем не место. Вскоре собачка нашлась, и теперь нужно было найти ей дом. «Что делать будем?» — спросила она Макса, прочитала в его глазах ответ и отправилась к дому, где, насколько она представляла, и жили хозяева собаки. По дороге увидела немолодую женщину, спросила, не знает ли она, чья это собачка. И едва только спросила, как старушка радостно воскликнула: «Барон!» Оказалось, с собакой вышел гулять непутёвый сын, а когда он вернулся без собаки, она уже и не надеялась увидеть любимца снова.