Этого события выпускница Токарёвской средней общеобразовательной школы № 1 Маргарита Лысикова с особым нетерпением ждала последние два года. Час Х настал 4 августа, когда она увидела свою фамилию в списках абитуриентов, зачисленных на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Сомнений в том, что поступит в вуз мечты, не было, ведь два ЕГЭ девушка сдала на высший балл, набрав «золотую» сотню, а русский язык, тоже необходимый для поступления, — на 91. К тому же дополнительные баллы дала медаль «За особые успехи в учении», к которой она упорно шла все школьные годы, опыт в волонтёрстве и золотой значок ГТО.
Любимые предметы
Сейчас Маргарита потихоньку пакует чемоданы, готовясь к переезду в Москву, и с тихой грустью вспоминает события начала лета. Экзаменационная пора выдалась жаркой и волнительной. О ней напоминают увесистые стопки конспектов и домашних шпаргалок с датами и знаковыми историческими событиями, которые до сих пор лежат на столе.
«Сохраню на память, пока не готова с ними расстаться», — признаётся выпускница.
К ЕГЭ по истории и обществознанию, которые суммарно принесли ей максимальные двести баллов, она начала усиленно готовиться сразу после окончания 9 класса, а определилась с выбором будущей профессии и соответственно набором приоритетных экзаменов, что предстоит сдавать, ещё раньше.
«Тогда я поставила себе цель и все последующие годы шла к ней, хотя, конечно, что скрывать, было непросто, — рассказывает Маргарита. — Пришлось расставить приоритеты и от многого отказаться. На подготовку к экзаменам порой уходило всё моё свободное время. Только на базовые предметы ежедневно — по два-три часа».
Но этого того стоило. Своим примером Лысикова доказала, что получить высокие баллы на ЕГЭ реально, обучаясь и в сельской школе, где уровень подготовки порой не уступает городским. Маргарита благодарна учителю истории и обществознания Ольге Буслаевой, которая дала ей прочные знания по этим предметам и тем самым заложила фундамент будущих успехов, помогала с выбором литературы, давала ценные рекомендации. Но многое зависело именно от самоподготовки, девушка разработала свою модель, которой строго придерживалась. В её основу легли лекции и вебинары профессоров топовых вузов России, размещённые в интернете, научно-популярная литература, различные сборники для абитуриентов.
«Я много дополнительно читала, чтобы определить особенности исторических эпох, лучше разбираться в культуре и искусстве того времени. Это помогло мне на экзамене, — констатирует Лысикова. — На самом деле в интернете есть масса полезной информации для подготовки к ЕГЭ, нужно только умело ей пользоваться. Со временем я составила для себя список проверенных сайтов, и когда делала конспекты, активно изучала их контент».
Экзамены — простые и сложные
Те конспекты здорово помогли ей, считает золотая медалистка. Лучшему усвоению гуманитарных предметов, по её мнению, способствует постоянное повторение. Для истории это правило важно вдвойне, ведь любая историческая эпоха — это кладезь событий, дат и причинно-следственных связей. Кстати, находить их и распутывать Маргарите особенно интересно, причём не только применительно к истории родной страны, но и истории зарубежной. Этот навык пригодился ей на экзамене, где в одном из заданий необходимо было провести параллели между событиями, произошедшими в Китае в 1970-х годах, и его современной историей.
И хотя Маргарита была уверена в своих силах, высокие результаты пробников (больше 90 баллов) раз за разом подтверждали это, волновалась и перед самим экзаменом, считая его судьбоносным, и непосредственно находясь в школьной аудитории.
«Так было, наверное, в первые полчаса. А потом успокоилась, вспомнила напутствия родителей, близких, учителей. Поняла, что справлюсь, главное — не торопиться и не наделать глупых ошибок», — вспоминает выпускница.
Основы самоподготовки
С заданиями Лысикова справилась за десять минут до окончания экзамена. Едва-едва хватило времени, чтобы пробежаться по ответам. В отличие от одноклассников, активно обсуждавших попавшиеся на экзамене вопросы и правильность выполнения тестов, она больше не возвращалась к ним. ЕГЭ по истории и обществознанию отделяли всего пару дней, поэтому школьница сразу переключила своё внимание на другой предмет.
«Я даже не успела испугаться, времени не было», — с улыбкой говорит она.
По её словам, история и обществознание — дисциплины родственные, взаимно дополняющие друг друга, поэтому хорошо разбираясь в одной, можно преуспеть и в другой. Однако предмет исследования у них разный, что требует принципиально иной подготовки к экзаменам. Всё это было учтено в урочной деятельности, а непосредственно Маргаритой — во время домашней самоподготовки. Имея крепкую базу по обществознанию, заложенную Ольгой Буслаевой, она сделала акцент на практических заданиях.
«Пожалуй, больше других мне понравилось решать экономические задачи с использованием графиков и моделировать примеры к конкретным жизненным ситуациям. Изучая обществознание, я стала лучше разбираться в событиях, происходящих в мире — экономических, политических, социальных».
Экзамен по обществознанию тоже заставил Маргариту изрядно поволноваться. Но чувства настигли уже дома. Девушка переживала за раздел свободных ответов, как их оценят эксперты, и потому результаты этого ЕГЭ ждала, наверное, больше остальных. А когда, наконец, увидела заветные сто баллов, в первые минуты не могла поверить в реальность происходящего.
Завтра начинается сегодня
Повышенный интерес к истории России, а затем и любовь к ней, регулярно подпитывавшиеся педагогом, между тем возникли у Лысиковой задолго до того, как этот предмет появился в школьном расписании. Всё началось со знакомства со своей родословной, когда девушка узнала о прадедах по материнской и отцовской линии, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Память о них передают из поколения в поколение, а фото военных лет и сохранившиеся личные вещи стали семейной реликвией. Каждый год Рита вместе с родными участвует в акции «Бессмертный полк», и как только появилась возможность, записалась в отряд «Волонтёров Победы», созданный в муниципалитете. На счету молодёжи много добрых дел. Помимо прочего, ребята ухаживает за мемориальными комплексами и могилами фронтовиков на сельском кладбище, тем самым способствуя сохранению исторической памяти.
Участие в региональном туре Всероссийской предметной олимпиады школьников также положило начало новому для Маргариты этапу в изучении истории. В этом году она вошла в число её призёров, а в прошлом успешно выступила в областном финале интеллектуальной олимпиады «Умники и умницы», традиционно проходящей в Тамбове с участием Юрия Вяземского.
«Готовиться к игре было интересно и познавательно. Я получила новые знания, обрела друзей», — говорит выпускница.
С некоторыми из них, так же как и она увлечёнными историей, девушка общается до сих пор. И, не исключено, скоро встретится в Москве. Успешно сдав ЕГЭ, ребята тоже отправятся покорять столицу и крупнейшие российские вузы.