На опытном участке Оборонинской средней общеобразовательной школы «Политех+», занимающем всего несколько соток, помимо традиционных для Центрального Черноземья овощей и корнеплодов в прошлом году выращивали бахчевые культуры. Урожай дынь и арбузов тогда получили хороший, и теперь планируют продолжить эксперимент в нынешнем агросезоне, который стартовал на днях. Полосатые ягоды, разумеется, по массе не чета краснодарским - в них не более полутора килограммов, но вызревают они ничуть не хуже, имеют спелую сочную мякоть и приятный вкус.
Уникальный огород
Бахчевые культуры, как и многие другие, стали объектом научного интереса школьников. Ребята активно занимаются проектной деятельностью, которая в этом учебном году стала еще эффективнее, ведь в школе открылся свой агрокласс. В нем учится 25 семиклассников. Как пояснила учитель биологии и технологи Вероника Шибина, курирующая работу профильного класса, выбор такой возрастной группы детей не случаен.
«Наша задача довести их как минимум до 9 класса, чтобы оценить итоги нововведения и понять, как и за счет чего необходимо усовершенствовать учебную программу, чтобы в дальнейшем добиться максимального профориентационного эффекта. К тому же, большинству семиклассников уже по 14 лет, что позволяет им участвовать во многих конкурсах научной направленности и добиваться успеха, укреплять знания», - констатирует педагог.
Этому способствует и работа на опытном участке, где растут столовая свекла и морковь, огурцы и помидоры, кабачок и тыква. Ребята, конечно, трудились там и раньше, но в последний год с появлением агрокласса это приобрело особое значение. С этой целью даже скорректировали программу по технологии. В учебную программу по биологию тоже были внесены изменения и учащиеся агрокласса признаются, что не прочь даже сдать ВПР по этому предмету, поскольку уверены в своих знаниях. Да, в седьмом классе на него, как и прежде, отводится час в неделю, но, имея заинтересованность в конечном результате, они успевают изучить значительно больше.
«В курс биологии введен аграрный компонент, и на уроках мы говорим о пчелах, рыбе, домашней птице и сельхозживотных в том числе и с точки зрения их присутствия в АПК. Изучаем историю бортничества на Тамбовщине, говорим о рыбоводстве и растениеводстве, возможных рисках и перспективах развития этих направлений», - рассказывает Вероника Шибина.
Кстати, с рисками, которые так или иначе присутствуют в профессиональной жизни аграриев, ребята сталкиваются на своем опытном участке.
«Мы анализируем климатический и другие факторы и стараемся их минимизировать, вовремя проводя все агромероприятия», - отмечает педагог.
Новый объект исследования
В этом году работы у учащихся агрокласса заметно прибавится. Они впервые занялись исследованием цветковых растений. Путь от миллиметровой семечки до полноценного растения, радующего глаз вплоть до глубокой осени, под их ежедневным контролем пройдут около двухсот цветов четырех разновидностей. Их разместят на школьных клумбах, даже той из них, что располагается рядом с автобусной остановкой.
«Это необходимо для чистоты эксперимента. Вместе с учащимися профильного класса будем оценивать, какие растения лучше приживаются, анализировать качество и структуру грунта, негативные факторы, например, загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта», - поясняет Вероника Шибина.
Кстати, на опытном участке дети придерживаются принципов экологического земледелия и получают неплохие по современным меркам урожаи, полностью отказавшись от использования химии. Беречь природу и по возможности защищать ее от неблагоприятного воздействия извне, ребят учат не только педагоги. Эта важная мысль, по мере взросления детей становящаяся призывом к действию, заложена в элективном курсе «Экокультура», где они изучают аспекты рационального природопользования.
Успешная профориентация
Знакомство с профессиями, что востребованы сегодня в АПК, происходит на базе крупных сельхозпредприятий муниципального округа. Недавно школьники посетили СХПК “Родина”, где не только осмотрели производственные площадки, ознакомились с техникой, но и стали свидетелями сезонной обрезки плодовых деревьев.
«Стараемся популяризировать среди ребят все, что связано с АПК, разными способами, и такие выезды в хозяйства, ставшие традиционными, дают им много знаний, эмоций и пищи для размышлений, - говорит Вероника Шибина. - Мы столкнулись с тем, что некоторые школьники имеют очень смутные представления о том, какого уровня развития достигло растениеводство. Например, думают, что в сельском хозяйстве до сих пор используется ручной труд или задействованы комбайны, выпущенные 30 с лишним лет назад. Посещая хозяйства, школьники своими глазами видят, что техника здесь современная, высокопроизводительная, снабженная навигационным и прочим оборудованием».
К слову, для выполнения различных исследований в рамках агрокласса ученики тоже снабжены самым современным оборудованием. Большим подспорьем для них стала укомплектованная по последнему слову техники “Точка роста”, имеющаяся в Оборонинской школе, а также широкий спектр оборудования PASCO, которым педагоги и школьники пользуются уже на протяжении шести лет - с того самого момента, как учебное заведение получило новый статус и новые стены.
Учебные дисциплины и научная работа, что ведется здесь по-взрослому, заточены под аграрный профиль. И хотя появился он относительно недавно, школьникам и их наставникам уже есть чем гордиться. С начала этого учебного года воспитанники Вероники Шибиной стали призерами регионального форума «Агроклассы 68 2.0», заняли весь пьедестал почета в личном зачете на областном “АгроХакатоне”, удостоены первого места в конкурсе по биологии «Живая планета», что проводит Малая академия наук «Интеллект будущего», а сейчас участвуют в региональном туре Всероссийского конкурса для школьников “АгроНТРИ”.