Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Юный баянист-левша из Никифоровского округа победил в очередном Международном конкурсе

Общество
Фото: предоставлено Ольгой Голубевой

За плечами воспитанника Никифоровской школы искусств Егора Недобежкина десятки конкурсов самого разного ранга, в том числе и международных. Несмотря на юный возраст — а баянисту всего одиннадцать лет — с каждого из них он привез высокую награду. Наблюдая за ростом исполнительского мастерства подростка, никто и не догадывается, что он левша и потому в совершенстве освоить баян ему вдвой­не, а то и втройне труднее, чем тем, у кого правая рука ведущая.

Своя техника

Но терпение, упорство в достижении поставленных целей и совместный с педагогом Ольгой Голубевой труд сыграли свое дело. Копилка наград Егора в течение учебного года пополняется с завидной регулярностью. Недавно он вернулся из Москвы, где участвовал в III Международном детском музыкальном конкурсе народных исполнителей «МиР — Музыка и Развитие» и стал дипломантом II степени. Хотя поначалу, учитывая высочайшую конкуренцию, оказался за бортом отборочного тура и не попал в число 25 финалистов. Тем не менее, приглашение он все же получил, правда, значительно позже остальных и в итоге на подготовку номера осталось меньше полутора месяцев.

«Мальчик из Ханты-­Мансийска, который должен был выступать в финале, отказался от участия в конкурсе и я занял его место, так как по баллам шел сразу за ним, — рассказывает Егор. — Звонок от организаторов конкурса поступил моему педагогу сразу после новогодних праздников. Я воспринял это как чудо».

Сейчас Егор с воодушевлением пересматривает видео с того гала-концерта, выложенное в соц­сетях. Он был не только представительным по числу участников, но и очень интересным по содержанию. Егор в составе ансамбля играл «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, тоже, как и место в финале, доставшееся ему «по наследству». 


«Произведение техничное, приш­лось постараться, чтобы хорошо исполнить его», — говорит Егор.

Кстати, репертуар у молодого исполнителя очень разноплановый и многожанровый. Помимо обязательных для изучения этюдов и полифонических произведений, в нем немало вещей действительно техничных, в исполнении которых Егор, хотя и левша, вполне может дать фору многим. Например, он легко и эмоционально в быстром темпе играет «Колобка» Гаврилова, да и другие произведения, требующие высокого уровня подготовки, тоже освоил, о чем свидетельствуют многочисленные победы на конкурсах.

Хотя пять лет назад, когда Недобежкин, пройдя вступительные испытания, только начал обучаться игре на баяне, о конкурсах, а тем более — призовых местах на них ник­то не мечтал. Педагог Ольга Голубева, впервые столкнувшись в своей более чем сорокалетней практике с левшой, всерьез размышляла о том, насколько успешен будет путь Егора в музыке. Но школьник был настолько увлечен инструментом, так мечтал играть на нем, что Ольга Александровна, откинув все сомнения, принялась за поиски методики работы с такими детьми. Нашла, во многом усовершенствовала и вырастила действительно талантливого исполнителя.

Когда баян поет

«Репертуар мы подбираем вместе с Ольгой Александровной. Это здорово, что она предоставляет мне возможность выбрать именно такое произведение, которое действительно нравится», — отмечает Егор.

Так, в списке пройденных оказались горячо любимые юным исполнителем произведения Винченцо Фиорино «Грустная канарейка», Александра Доренского «Регтайм» и Сергея Бредиса «Романс».

«Для каждого исполнителя репертуар формируется строго индивидуально с учетом его способностей, техники владения инструментом, — поясняет Ольга Голубева. — Все произведения, образно говоря, должны быть «на вырост», поднимать планку исполнительства все выше и выше. Так что, хотя я и демок­ратична с учениками в плане репертуара, все они понимают, что существует не только «хочу», но и «надо».
Фото: предоставлено Ольгой Голубевой

Вот и в случае с Егором никто не делал скидку на то, что он левша. Чтобы добиться равноправия рук, педагог предложила ученику целый арсенал специальных упражнений и результат не зас­тавил себя ждать. Тот не ленился, играл, хотя временами и было непросто, и вскоре смог включить в конкурсную программу даже «Веселые ритмы» Сергея Бредиса. Чтобы выучить произведение, ему потребовалось всего полтора месяца.

 

«Там не только темп быст­рый, но фактура ритмичная,» — Егор со знанием дела объясняет, на чем может посыпаться исполнитель. Его это, как показал один из международных конкурсов, к счастью, миновало.
«Ты не забывай, пожалуйста, что и образ очень важно держать», — напоминает своему воспитаннику Ольга Голубева.

Тот утвердительно кивает головой. Порой, чтобы понимать друг друга им не нужны слова. Они гармонично общаются на языке музыки, которая не знает ни временных границ, ни территориальных.

На волнах мелодии

Ольга Александровна не сторонник старой школы. Многие педагоги придерживаются ее больше по привычке и из-за уважения. Голубева же считает, что необходимо двигаться вперед, предос­тавляя возможность молодым и талантливым композиторам быть услышанными. Ее ученики увлеченно играют произведения, написанные авторами из Ростова, Санкт-­Петербурга и других российских городов буквально в наши дни и потому, вероятно, быстрее и прочнее западающие в душу как исполнителя, так и зрителя.

Фото: предоставлено Ольгой Голубевой
«Ольга Александровна учит меня «рисовать музыку». Я представляю себя художником, когда играю на баяне. Мелодия — это чередование красок и образов, ярких и едва заметных, и моя задача, чтобы сквозь ноты их увидели и другие люди», — говорит Егор.

Стоит отметить, что рекомендациям педагога он следует четко и всякий раз выводит свой рисунок. И одно и тоже произведение под тонкими пальцами школьника, мастерски бегающими по кнопкам инструмента, с каждым исполнением приобретает новые черты, оттенки и новое звучание. 


«Нельзя играть без эмоций и думать только о технике, — убеждена Ольга Голубева. — Это путь в никуда. Баян, на котором можно исполнять всё — от Баха до джаза, должен стать частью музыканта, восприниматься с ним как единое целое».

Только так музыкальное полотно обретет художественность, а образ, показавшийся из пелены нот и фраз, останется в памяти слушателя. А вместе с ним и все произведение! Этим уникальным качеством и магической силой одновременно, как оказалось, обладают финалисты III Международного детского музыкального конкурса народных исполнителей «МиР — Музыка и Развитие», что и продемонстрировал их гала-концерт.

Егор не привык останавливаться на достигнутом. Он стремится к новым победам и новым вершинам. В этом его поддерживает вся семья, причем в жизни многих ее представителей музыке отводится весьма значимая роль. Дедушка, тоже умеющий играть на баяне, нередко на досуге подзадоривает внука и, говоря по-молодежному, приглашает на баттлы. Не прочь принять участие в них и младший брат Егора Илья. Он также обучается игре на баяне под руководством Ольги Голубевой и на днях стал лауреатом II степени областного конкурса.

А Егор, тем временем, уже в середине пути к Олимпу. Конец учебного года выдался для него нап­ряженным по обилию серьезных выступлений. Точку в них поставит VI Международный конкурс исполнителей на баяне, аккордеоне и гармонике, который состоится в стенах ТГМПИ имени С. В. Рахманинова в мае. Хотя, скорее, это будет многоточие, ведь Егор всего лишь пятиклассник…

Авторы: