Прошли по программе «Большие гастроли», что организует «Росконцерт» по всей стране при финансовой поддержке Министерства культуры России. По нашим временам это уникальная возможность зрителям разных городов увидеть спектакли лучших столичных театров. И тамбовчанам на этот раз крупно повезло лицезреть четыре ударных спектакля одного из самых популярных московских театральных коллективов, что прибыл к нам под предводительством своего художественного руководителя и известного режиссера Дмитрия Астрахана.
Спектакли, показанные гостями на сцене тамбовского драмтеатра, были рассчитаны на разных зрителей, да и сами были очень разные. Это нечасто встречающаяся в репертуарах театров постановка по пьесе А. Островского «Красавец-мужчина», где в форме водевиля раскрывается совсем невеселая, но довольно актуальная в наше время проблема, с которой сталкиваются женщины, соблазненные коварными альфонсами ради собственной выгоды.
Немало споров среди зрителей вызвали спектакли, обращенные к истории жизни знаменитых русских классиков. В постановке по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» ставится сакраментальный вопрос – а можно ли было предотвратить роковую дуэль с Дантесом? Но вопрос этот ставится с точки зрения современного приземленного маргинала, которому Пушкин со школьных лет был глубоко поперек горла, потому что он никак не мог выучить его обязательные стихи. Но желание познакомиться с приличной девушкой все же заставило его запомнить пару стихотворений, а, узнав, что Пушкин с Дантесом стрелялись на смертельном расстоянии в пятнадцать шагов, ему захотелось понять, как можно было избежать этой трагической дуэли. История переплетается с современностью, и главный герой погибает тоже на месте дуэли, что на Черной речке. Наверно, не каждому пришлось по душе сценическое проникновение в душу маргинала. Но на то оно и глубокое искусство.
А вот спектакль «Толстого нет» раскрыл явно не лучшие стороны характера великого писателя. Толстого в спектакле действительно нет, но есть его дети, и есть верная супруга Софья Андреевна, которую блестяще сыграла народная артистка России Ирина Алферова. И здесь возникает другой вопрос – а стоят ли великие произведения о гуманизме и философские рассуждения о соблюдении христианских заповедей «по Толстому» страданий его собственной семьи и брошенных на полпути благотворительных проектов?
Ну а завершением гастролей стал красочный и фееричный детский мюзикл «Вредные советы», что вызвал восторг не только у непослушных детей, но даже у самых строгих родителей. Так что самый лучший совет – почаще ходить в театр, который не отвечает на все вопросы, но заставляет нас самих искать ответы в себе и вокруг.