Крылатая фраза «Лето - это маленькая жизнь» из популярной песни Олега Митяева для некоторых студентов тамбовских вузов приобрела в эти каникулы особое звучание. Восемь креативных и инициативных юношей и девушек региона, разработав проекты и представив их на Всероссийский конкурс «Росмолодежь. Гранты 1 сезон» не только пробились в финал, но и получили серьезную финансовую поддержку. Суммарно им выделено более 3,7 миллионов рублей. Проекты наших ребят попали в число лучших, составив конкуренцию почти 10 тысячам инициатив, претендующим на материальное сопровождение.
Какие же идеи получили одобрение Федерального агентства по делам молодёжи и будут реализованы на Тамбовщине?
Проявить себя
Третьекурсник факультета истории, политологии и журналистики ТГУ имени Г.Р. Державина Дмитрий Харин уже второй раз штурмует вершины грантового конкурса Росмолодежи. Этим летом удача наконец улыбнулась ему. Хотя юноша и рассчитывал на грант, однако, заручившись поддержкой вуза, приступил к реализации своего проекта еще весной, не дожидаясь результатов конкурса. Благодаря студенту в Державинском заработала «Креативная лаборатория». Образовательный проект объединил по меньшей мере двухсот юношей и девушек, фонтанирующих интересными и полезными для малой родины идеями, но не знающих, как их реализовать.
«Я убежден, что не бывает плохих идей, просто их надо правильно «упаковывать». На первых порах обязательно нужен наставник, который помог бы это сделать, или подкорректировать инициативы, чтобы повысить их КПД, - говорит Дмитрий. - Пройдя обучение в «Креативной лаборатории», ребята смогут проработать проект «от» и «до» и в дальнейшем получить грант на его реализацию».
Существенную поддержку лаборатории оказывает не только вуз, но и Всероссийский студенческий проект «Твой ход». Дмитрий является его региональным координатором. Система студенческого наставничества помогает новичкам быстрее найти общий язык с тьюторами и находиться с ними на одной волне.
«Мне понятны переживания ребят. Порой они боятся рассказать о своих идеях, например, специалистам молодежной политики, потому что боятся получить негативную реакцию или критику, - отмечает автор проекта. - У нас такого психологического барьера нет: мы общаемся на равных. Да и другие барьеры тоже, честно говоря, отсутствуют, поэтому обстановка максимально творческая».
Как рождается проект?
Став участниками «Креативной лаборатории», это уже успела оценить молодежь восьми студенческих советов Державинского. Они прошли обучение в Школах актива, состоявшихся на базе отдыха «Галдым». Во время мозговых штурмов ребята придумали более 30 идей различных мероприятий, причем некоторые из них были оперативно реализованы. «КМС по истории» - как раз из их числа. Проект, получивший такое оригинальное название, - плод труда студентов-историков и их коллег со спортфака. Квиз для команд, где вопросы по истории чередуются с физическими упражнениями, получился ярким и запоминающимся.
Автор «Креативной лаборатории» и его команда рассчитывают, что и остальные проекты, разработанные в ее рамках, будут успешными.
В субботу, 13 июля, начался новый этап проекта, предусматривающий серию онлайн-занятий. Они проводятся в группе проекта «Твой ход» в соцсетях и, по мнению Дмитрия, привлекут значительно больше тамбовчан, чем Школы актива. В качестве эксперта на первый интенсив. где обсуждался вопрос: «как рождаются идеи», был приглашен победитель проекта «Знание. Лектор» Лев Малазония. А в сентябре состоится кейс-чемпионат среди студентов тамбовских вузов, которым завершится первый сезон «Креативной лаборатории». Предварительно определив, какие ниши в рамках проектной деятельности в регионе до сих пор не заняты, молодежь, разделившись на команды, займется их заполнением. Проекты, что будет разработаны в течение двух дней, получат консультационную поддержку экспертов Росмолодежи, а наиболее востребованные смогут в будущем претендовать на грант.
Для будущих архитекторов
А в ТГТУ грант Росмолодежи, который выиграла четверокурсница Института архитектуры, строительства и транспорта Виктория Олифиренко, поспособствует созданию макетной мастерской «Из прошлого в будущее», аналогов которой на Тамбовщине нет. Проект, получивший финансирование в размере почти 640 тысяч рублей, даст школьникам, мечтающим о профессии архитектора, базовые знания о макетировании, а студентам профильных направлений подготовки позволит укрепить имеющиеся и обрести новые. Мастерская появится непосредственно в Институте архитектуры, строительства и транспорта, который поддержал команду проекта и ее идею, и укрепит его материально-техническую базу. В процессе реализации потребуется дополнительное оборудование и расходные материалы, которые закупят как раз на грантовые средства.
«Однажды на занятиях по дизайну мы получили задание сделать интерьер аудитории, в которой студенты нуждаются больше всего, - вспоминает Виктория. - Так вышло, что в нашей группе все, не сговариваясь, начали создавать макетную мастерскую. Я уже тогда задумалась над тем, что можно оформить данную идею в проект. А когда это озвучили и мои наставники Анастасия Глушкова и Татьяна Гришова, решила участвовать в конкурсе грантов».
Основы макетирования будущие архитекторы в стенах вуза начинают изучать на втором курсе, но эти знания будут не лишними и на первом. Пригодятся они и школьникам, которые уже определились с выбором профессии. С ними будут работать те же преподаватели, что выезжают сейчас в общеобразовательные школы Тамбовщины с профориентационными занятиями. Администрация нескольких школ областного центра уже подтвердила свое участие в проекте. Его авторы планируют в дальнейшем привлечь в него профессионально ориентированную молодежь со всего региона.
На стыке наук
Полученные в рамках начального курса макетирования знания, ребята обязательно используют на практике. Из бумаги, пенокартона они создадут макеты памятников архитектуры, находящихся на территории Тамбовской области. Больше двадцати миниатюрных копий зданий станут экспонатами выставки, что проведут в финале проекта в областном центре.
«Мы хотим привить школьникам и студентам интерес к изучению истории региона и любовь к нему, - подчеркивает автор проекта. - Создавая макеты, они погрузятся в краеведение: соберут информацию по каждому памятнику архитектуры, изучат историю его строительства, технические особенности».
Кстати, макетная мастерская на базе Института архитектуры, строительства и транспорта ТГТУ продолжит свою работу для студентов и после окончания проекта. Если и школьники в ней будут по-прежнему заинтересованы, то и для них тоже.