Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

Тамбовская метал-группа «Белена»: тяжелая музыка для уставших тридцатилетних

Общество
Фото: архив группы «Белена»

Наверно, не случайно белена считается магическим растением. А молодая тамбовская группа, выбравшая себе это название, старается играть не менее магическую музыку. Вязкие ревущие гитарные аккорды на фоне барабанной канонады уносят слушателя в некий «мир между мирами», где фантастические образы и их тени сменяют друг друга в мистическом калейдоскопе и уносят воображение в фантасмагорию нервного сна. Как будто сказочник Олле Лукойе раскрыл над вами не пестрый, и не черный зонтик, а зонт, разрисованный нереальными видениями потустороннего мира. Возможно, эта музыка не для широкого зрителя. Но музыку не выбирают, потому что она выбирает тебя. А как и почему это происходит, с корреспондентом «ТЖ» поделился лидер группы «Белена» Сергей Пересадько.

В поисках сакраментальной тяжести

- Сергей, сразу хочется спросить, не снились ли тебе в детстве страшные сны?

- Да нет, наверно надо мной Олле Лукойе чаще раскрывал пестрый зонтик, так что в этом мне повезло. Но именно в детстве закладываются какие-то музыкальные предпочтения, и именно они уже потом, спустя много лет, определяют твои музыкальные приоритеты. Так что с хорошей музыкой мне с детства повезло. Например, первое, что я услышал из рока, это песни великой группы Deep Purple, что крутились в машине отца. Меня тогда это просто прошибло, я слушал и не мог осознать, как можно так играть, и вообще – создавать такую невероятную музыку?! Может именно тогда впервые захотелось самому взять гитару в руки и играть нечто подобное, хотя эти высоты казались совершенно недосягаемыми.

- Да, но музыка  Deep Purple и то, что играет «Белена» - это довольно разные вещи, хоть и относящиеся к одному железному цеху тяжелого рока. Разве нет?

- Просто потом, спустя кажется пару лет, мы опять же с отцом, для которого музыка всегда была и остается важной частью жизни, мы зашли в один тамбовский музыкальный магазин, где было много самых разных компакт-дисков. Я спросил у продавца, а есть ли у вас что-то тяжелее, чем Deep Purple? Он уважительно посмотрел на меня и предложил альбом железной группы Slayer, который сразу все расставил на свои места. Особенно меня поразила гитарная работа, и я почему-то тогда поверил, что тоже смогу создавать нечто. Потом за школьными заботами и подростковыми развлечениями, мысль о своей группе как-то отошла на второй план, но мечта оставалась. При этом мне пришлось походить в музыкальную школу на занятия по фортепиано, это было такое модное общее поветрие. Но мне не нравился строгий стиль преподавания, желания учиться особого не было, а потому и не было результата. После этого мы с приятелем уже не по желанию родителей, а по-своему собственному ходили на курсы акустической гитары. Гитара у меня была, но такие, наверно делали где-то на мебельных фабриках. А когда у инструмента низкое качество, то не столько учишься сколько борешься с ним. Так что толку от этого тоже было мало. И, наконец, лет в 12 прозорливые родители подарили мне электрогитару – настоящий Jackson. Это было очень круто, я сразу почувствовал реальный мощный звук и начал заниматься по несколько часов в день, но уже самостоятельно, с помощью самоучителя. И даже брал уроки в интернете у самого Валерия Гаины. И потому параллельно много музыки разной слушал, в основном инструментальной, включая Пола Гилберта, Джо Сатриани, Дрим Театр и других мэтров.

Фото: из архива группы «Белена»

Гитара + барабаны=гармония

-  Но в своей группе ты играешь на барабанах. Кто же ты больше – гитарист или барабанщик?

- С барабанами все вышло опять же почти случайно. Я помогал моему другу из университета подготовить музыкальный номер для Студенческой весны. Мы тогда сделали интерпретацию фрагмента из оперы Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля». А после выступления барабаны некуда было деть и на время отвезли их ко мне домой. Естественно, я им уже не дал остывать, начал пробовать играть и понял – вот оно, мое! Конечно, опять же пересмотрел видеошколы знаменитых барабанщиков, но больше мне дали живые концерты разных групп, где на игру барабанщика я всегда обращал особое внимание, смотрел и учился. И вот теперь на гитаре я сочиняю музыку, а играю ее на барабанах в группе. Все логично и органично.

- Но «Белена» появилась наверно не сразу? Как это произошло?

- До «Белены» еще в школе мы начали играть с Денисом Уваровым, основателем проектов «Ундина» и «Космические тюлени».  Потом было еще несколько команд, из которых в конце концов и выросла «Белена». Чтобы появилась органичная группа, нужны не просто техничные музыканты, должны сойтись люди со схожими взглядами на музыку, чувством стиля, понимающие друг друга без слов. Это то, что называется химией творчества.

- И как бы ты сам определил стиль «Белены», и для кого ваша музыка?

- Хоть на концертах у нас в основном совсем молодые люди, но я бы определил нашу направленность  как тяжелую музыку для уставших тридцатилетних, а стиль как магический реализм. Мы стараемся в этой вязкой тяжести выразить атмосферу реальной вечности. Возможно этот металл совсем не для того, чтобы просто прыгать и трясти головой, это для того, чтобы работала душа и твое воображение. Наверно на создание такой музыки повлияли мистические фильмы, которыми я увлекался, да и увлекаюсь сейчас. И если удается такую атмосферу выразить в музыке, значит, мы хорошо работаем.

Фото: архив группы «Белена»

Это сладкое слово «свобода»

- Сергей,  но ведь эта музыка явно некоммерческая. А разве любой музыкант не мечтает о бешеной популярности и реве стадионов?

-  Ну, насчет стадионов это ты хватил! Похоже, время стадионов вообще осталось в прошлом. А если откровенно, то у таких скромных групп как мы, для музыкантов которых творчество не является способом зарабатывать деньги, есть огромное преимущество пред известными командами, зарабатывающими на гастролях. Мы делаем то, что нам нравится. У нас нет обязательств перед лейблами, да и вообще перед кем-либо. Да мы можем в чем-то ошибаться, а в чем-то находить удачные решения. Но если не пробовать и не искать, то ничего не получится, не будет музыкального прогресса в самом широком смысле. Признаюсь, что сейчас мы ощущаем полную творческую свободу, а своя аудитория всегда найдется. В прошлом году выпустили свой мини-альбом, сейчас записываем еще один.  В Тамбове мы выступаем в небольших клубах, организовываем совместные концерты с родственными по духу командами из других городов, сами ездим в другие города, где проводятся очень хорошо организованные фестивали. Например, в этом году мы были в Пензе на фестивале Black Winter, оценили тамошнее гостеприимство, хороший звук и эмоции публики. Конечно, хотелось бы съездить на фестиваль в Москву или в Питер, но это зависит уже от финансовых возможностей коллектива. Да, надо самим потратиться на дорогу, на аренду аппаратуры, и прочие необходимые расходы, но это опять же наш выбор. Если очень хотим, то будем искать средства и в конце-концов найдем. Но нужно быть готовым к тому, что затраты не отобьются, и принимать это как данность. И в этом тоже своя свобода  - хотим, играем, не хотим – не играем, и ни от кого не зависим.

- Сергей, а если представится возможность стать профессиональной гастролирующей группой, решитесь ли вы изменить свою жизнь?

- Да нет сейчас таких удостоверений, где значится, кто профессионал, а кто нет. Это вопрос самоопределения. Хочешь быть музыкантом – будь им. А успех у публики – это тоже не критерий. Сколько прекрасных фильмов не имели прокатного успеха, а клип любой самой изысканной метал-группы по количеству просмотров не сможет соперничать с клипом какой-нибудь примитивной поп-звезды. И потому вхождение в шоу-бизнес, особенно в нынешних условиях, вещь непредсказуемая и малоуправляемая. Так что, если бы такое предложение поступило, я готов, но глубоко это не рассматриваю. У каждого из музыкантов «Белены» есть своя работа, связанная или несвязанная с музыкой, но играем мы, видя в этом проявление настоящего жизненного оптимизма. Знаешь, однажды на наш концерт в клубе пришел парень на костылях, который с трудом спустился от входа по крутой лестнице. Он подошел к нам и сказал, что ребята, я пришел специально на вас. И это вот дорогого стоит, играть для тех, у кого твоя музыка действительно зацепила душу, кто слушает и слышит…

Авторы: