Пока не установился снежный покров, воспитанники творческого объединения «Лукошко», что на протяжении более десяти лет действует в стенах 2‑й Гавриловской средней общеобразовательной школы, часто выбираются в лес, что находится в окрестностях села. Для грибов и ягод уже не сезон, хотя ребята, конечно, собирают их, если те встречаются на пути. Основная точка их витиеватого маршрута — это заросли ивняка. Здесь школьники заготавливают сырье для лозоплетения, которым увлеченно занимаются под руководством педагога дополнительного образования Юрия Кузьмина.
Природа и творчество
— С собой берем секатор и… хорошее настроение, — рассказывает восьмиклассница Надежда Созонова.
Разнообразные изделия из лозы она плетет несколько лет. И хотя основной курс обучения уже освоила и разбирается во всех тонкостях ремесла, этого ей показалось мало. Школьница по-прежнему посещает занятия, только уже с новой группой, в надежде стать настоящим мастером.
Творческую инициативу девочки, да и других ребят, которым плетение из лозы пришлось по душе, Юрий Кузьмин всячески поддерживает. Вместе с ним подростки проходят все стадии работы с этим натуральным природным материалом, знакомятся с его особенностями и удивительными свойствами. Причем, знакомство это начинается именно в лесу. В процессе заготовки педагог учит различать различные сорта ивы, тем более что в лесном массиве рядом со 2‑й Гавриловкой их, по счастью, несколько, что расширяет возможности для творчества, правильно обрезать прутья, грамотно калибровать их.
— Для этого мы используем 200‑литровую бочку, оснащенную специальной рейкой с делениями. Благодаря ей сортировка идет по двум параметрам: длине и толщине, — поясняет Юрий Кузьмин. — Такая технология позволяет безошибочно определить номер прута и собрать сырье для конкретного изделия.
Задумок у детей и педагога много, так что исходного материала нужно в достаточном количестве. Зачастую за одну вылазку в лес они собирают до 20 килограммов прутьев. По словам педагога, если очень постараться, можно и полсотни килограммов набрать, и даже больше, но за объемами ребята не гонятся. Для них важно качество сырья. Кстати, такая обрезка деревцам только на пользу. Выполненная в осенне-зимний период, она носит оздоровительный характер.
От бумаги — к лозе
Одноклассник Надежды Созоновой Константин Мамаев лозоплетением тоже занимается давно. Однажды он пришел в объединение посмотреть, что делают здесь друзья, да так и остался, о чем не жалеет. Начинал, как и другие ребята с самого простого — бумажной лозы. Эту технологию школьники осваивают первой. Она своего рода подготовительный этап для знакомства с лозой настоящей — разрабатывает мелкую моторику, развивает полет воображения.
— Новичкам первым делом я показываю, как правильно держать в руках спицу, как крутить трубочку из полоски бумаги, — поясняет педагог дополнительного образования. — Вроде элементарные действия, но не у всех детей сразу получается, поэтому работаем рука в руке.
Освоив бумажную лозу, школьники переключаются на лозу зеленую. А самые опытные уже умело обращаются с белой, которая путем нехитрых манипуляций лишилась коры. Чтобы освободить прут от «одежды», его варят в кипятке не менее получаса, затем высушивают. Прежде чем пустить в работу, замачивают, потому что будучи сухим он легко ломается, и вялят, тем самым убирая лишнюю влагу.
— Есть много видов плетений. Мы осваиваем их друг за другом и активно используем в изделиях. Самое простое так и называется — простое плетение. Оно действительно выполняется легко и доступно даже новичку, — со знанием дела подчеркивает Константин Мамаев.
Владея им, можно не только сплести оригинальный браслет на руку, но и миниатюрную корзинку или изделия, полезные в быту. Юрий Кузьмин старается выстраивать учебный процес так, чтобы дети уходили с каждого занятия с поделкой. Это дает им возможность видеть и оценивать результаты своего труда практически в режиме реального времени, служит стимулом для дальнейшего освоения техник плетения и рабочих приемов.
Новый взгляд
Плетение наклонное и квадратное, в шахматку и в шашечку, в виде веревочки и ажурное… Все они постепенно пополняют практический багаж юных мастеров, расширяя их творческие горизонты. Результаты их труда можно увидеть на регулярно проходящих в школе выставках-ярмарках. В каждой корзиночке, сувенирах, сделанных с душой из лозы, Юрий Кузьмин невольно находит что‑то «свое», Это означает, что ребята не только хорошо усвоили теорию и практику лозоплетения, но и прислушиваются к мнению своего педагога.
Сейчас занятия в «Лукошке» в общей сложности посещают тридцать школьников. Мальчиков, по понятным причинам, больше, но и девочки в последнее время не отстают. Обычно у них свое видение декоративно-прикладного творчества в целом, и отдельных полезных в доме изделий в частности.
— Наверное, все дело в том, насколько по-разному мы смотрим на мир, — подчеркивает Юрий Кузьмин. — Изделия, сплетенные женскими руками, действительно получаются более изящными и оригинальными. Нет, они не лучше и не хуже мужских… Просто другие.
Свои знания и навыки Юрий Кузьмин стремится передать как можно большему числу детей, которые проявляют интерес к лозе, любят что‑то делать своими руками. Ребят, одаренных творчески, немало, а вот последователей — пока нет. Юрий Александрович с сожалением говорит о том, что те, кто в свое время подавал большие надежды и даже, учитывая высокий уровнь мастерства, мог самостоятельно придумать и выполнить оригинальное плетение, под давлением жизненных обстоятельств и создав семьи, были вынуждены отказаться от своего хобби.
Сквозь поколения
В юности он столкнулся с обратной ситуацией. Двоюродный дедушка, который в совершенстве владел лозоплетением и намеревался передать свои знания внуку, скоропостижно умер, и Юрию не осталось ничего другого, как искать нового учителя. Помыкавшись, самостоятельно по книгам освоил технику работы с лозой. В процессе собрал богатую библиотеку профильной литературы, которая пополняется и по сей день. Его желание передать знания другим, чтобы эта цепочка поколений не прервалась, понятно и оправданно.
— Я стараюсь использовать на занятиях разные формы подачи информации, чтобы ребята не «потонули» в теории. Когда начинаем плести, то я тоже всегда рядом — подскажу, помогу, подбодрю в зависимости от ситуации, — рассказывает Юрий Кузьмин.
В процессе создания изделия — будь то сувенирные лопоточки, декоративная подставка под посуду или корзинка для мелочей — у ребят помимо секатора всегда под рукой миниатюрный рубанок и набор отверток, которые заменяют небезопасные шила. Шаблоны будущих изделий — тоже рядом. Каркасами служат кольца эмалированных кастрюль, фанерные листы, прошедшие инструментальную обработку и приобретшие в результате нужную форму.
— Для меня лоза — особый материал. Она красива, нежна, преображается в руках настоящего мастера, — перечисляет ее выигрышные стороны педагог. — Работая с ней, невольно чувствуешь связь с природой, которая в селе везде, стоит лишь выйти из дома.
Он нацеливает своих воспитанников на ежедневное общение с ней. Этому способствуют не только регулярные вылазки в лес за ивняком, душевные чайные церемонии на опушке и разговоры по душам, но и интересные походы, в которые в течение года ходят представители «Лукошка». Многие из них посещают и туристический кружок, который тоже ведет Юрий Кузьмин.