В кабинете биологии Уметской агроинженерной школы на переменах и после занятий всегда многолюдно. Ученики седьмых-девятых классов регулярно забегают сюда на минуту-другую, чтобы проверить, как чувствует себя их мини-огород. Его создали здесь три года назад, как раз тогда, когда базовое учебное заведение округа переехало в новое здание. С тех пор ассортимент выращиваемых с помощью гидро- и аэропонных установок зелени и овощей заметно расширился. В конце сентября ребята вместе с педагогом пошли еще на один эксперимент и вскоре намерены получить в лаборатории первый урожай вешенок.
Популярные технологии
— Инициативу проявили восьмиклассники, посещающие занятия по программе дополнительного образования «Сити-фермер», которые я веду. Мы подробно изучили теорию, приобрели грибницу на маркетплейсе и аккуратно распределили ее по субстрату, который смешан с шелухой подсолнечника, предварительно пролив его кипятком, — рассказывает учитель химии и биологии, педагог дополнительного образования Уметской агроинженерной школы Елена Егорова.


Спустя две недели на миниатюрной «грибной полянке» стал проклевываться мицелий. Выглядит он, конечно, своеобразно. Плесневые островки постепенно увеличиваются в размерах. До первого урожая еще далеко, да и насколько обильным он будет, пока не понятно, но старшеклассники уже в предвкушении и с радостью отмечают любые изменения, произошедшие на их делянке.
В рамках программы допобразования сейчас здесь одновременно работают гидропонная и аэропонная установки. Современным оборудованием, позволяющим школьникам познакомиться с агрономией и основными направлениями растениеводства, и прежде всего таким популярным, как сити-фермерство, школа обзавелась, переехав в новое здание. Используя базовые основы гидропоники подростки выращивают микрозелень, а с помощью аэропоники — картофель и томаты черри.
— Еще не имея опыта, с гидропонными установками мы начинали с возделывания нескольких видов растений, однако довольно быстро освоили порядка десяти, — поясняет Елена Егорова. — В данный момент у нас растут различные виды салатов с зелеными и фиолетовыми листьями, рукола, редис, редька дайкон, пекинская капуста.


От ростка до взрослого растения
Одно время был на грядках и щавель, но с ним, признаются школьники, не задалось с самого начала. В итоге от него пришлось отказаться. Ребята убеждены, что отрицательный опыт тоже полезен. Благодаря ему в том числе удалось выявить не только плюсы, но и минусы гидропоники, а также выполнить важные исследования. Детальное знание принципов действия установок помогает школьникам при выборе следующего «подопечного». Планов на самом деле много и подростки, интересующиеся сити-фермерством, готовы при поддержке учителя воплотить их в жизнь.
— Семена мы берем самые обычные, заказываем их в магазине. Они не нуждаются в замачивании или предварительном проращивании, поэтому сразу закладываем в субстрат, — вводит в курс дела Дарья Уточкина.
Удобрения для гидро- и аэропонной установок, несмотря на их принципиальное различие, одни на двоих. И там, и там широко применяются смеси, включающие в себя большой набор макро- и микроэлементов, а также аминокислот. У растений, выращиваемых методом аэропоники, корневая система находится в свободном доступе и в автоматическом режиме орошается каждые десять-пятнадцать минут, всякий раз получая необходимую порцию питания. Этот принцип возделывания оптимально подходит для картофеля и томатов, в чем школьники убедились лично.


Удивительные метаморфозы
— Картофель мы выращиваем из клубня, при этом разрезать его при посадке не требуется, — подчеркивает педагог. — Клубень с небольшим отростком помещаем в стаканчик с прорезями. Находясь под орошением, тот начинает активно расти.
С томатами на начальной стадии школьникам приходится повозиться чуть больше, но это того стоит. Семена для проращивания здесь не подходят, ребята работают с биомассой — проще говоря, с веточками взрослого растения. Их срезают и укореняют с помощью минеральной ваты. На этапе формирования корневой системы применяется ручной полив, а в дальнейшем данная операция выполняется уже в автоматическом режиме.
В таких условиях картофель в отличие от томата быстрее идет в рост и дает урожай. Ну а если сравнивать сроки созревания томата в аэропонике и в более привычном для него почвенном субстрате, то опытным путем доказано, что использование установки значительно ускоряет этот процесс благодаря созданию оптимальных условий. Оборудование обеспечивает не только надлежащую температуру, но и световой режим, снабжает удобрениями.
Конечно, объемы здешних урожаев далеки от тех, что получают на приусадебных участках. Зеленью ребята обычно делятся со школьной столовой, и сами регулярно едят ее прямо с грядки на переменах, зная о ценных питательных свойствах и настоящей кладовой витаминов, содержащихся в этих растениях.


Компетенции и перспективы
В Уметской агроинженерной школе есть несколько профильных классов. Многие десяти- и одиннадцатиклассники, углубленно изучающие химию и биологию, — активные помощники в огородных делах. Учитывая специфику интересов и возраст, им больше по душе любая практическая деятельность и опыты, проводимые с аэропонной установкой. Гидропонная, по наблюдениям Елены Егоровой, оказалась ближе ученикам седьмых-девятых классов, на которых в основном и рассчитана программа допобразования «Сити-фермер».
— Гидропоника мне нравится тем, что можно быстро увидеть результаты своего труда, — говорит Тимофей Кололеев. — При условии хорошего парникового эффекта семена прорастают всего за несколько дней, а чтобы получить растение, в котором уже пять-шесть сантиметров, потребуется не более четырех дней.
Опыт и знания, полученные при работе с этими установками, легли в основу тематического проекта, разработанного старшеклассником Вадимом Тимошенко. Пригодились они и ребятам, которые принимают участие в региональном агрохакатоне. В прошлом году школу на нем помимо Вадима представляли Светлана Абрамова, Дмитрий Никитин, Юлия Ширшова и Марина Илюшкина. В составе сборных команд Светлана и Дмитрий заняли призовые места в категориях «животноводство» и «растениеводство». Интеллектуальные соревнования, одним из обязательных модулей которых является сити-фермерство, проводятся и в текущем году.



