В каждом из нас живет стремление к гармонии, к поиску равновесия между душой и телом, между трудом и отдыхом. История Марии Филипповой, солистки Академического симфонического оркестра имени С.В. Рахманинова – это вдохновляющий пример того, как можно обрести его, соединив в своей жизни, казалось бы, совершенно разные сферы: академическую музыку и йогу.
От мечты — к сцене
В семь лет Мария начала обучаться в музыкальной школе, но ее любовь к музыке зародилась гораздо раньше, когда она с восхищением наблюдала за занятиями старшей сестры. Маленькая девочка мечтала о том дне, когда и она сможет окунуться в волшебный мир мелодий и гармонии. Впервые она вышла на сцену, когда ей было шесть лет, исполнив песню на одном из мероприятий.
По мере роста исполнительского мастерства Мария приняла важное решение: стать профессиональным музыкантом. Это был смелый шаг для юной девушки, который определил ее дальнейший жизненный путь.
— Больше всего я боялась разочаровать маму. Она мечтала, чтобы я окончила школу с золотой медалью. И вдруг я сообщаю ей, что после девятого класса ухожу в колледж, чтобы заниматься музыкой профессионально. Но, к моему удивлению и огромной благодарности, мама меня поддержала,
— рассказывает Мария.


Все сложилось наилучшим образом. Ее любовь к музыке, помноженная на усидчивость и трудолюбие, привела к желаемым результатам. Ей нравилось проводить часы за инструментом, оттачивая свое мастерство. После девятого класса она поступила в музыкальное училище, где продолжила обучение по классу фортепиано. Но в 2014 году жизнь внесла свои коррективы, и Марии пришлось покинуть родной Луганск. Незадолго до этого ее талант заметили на музыкальных мастер-классах в Подмосковье, и предложили ей продолжить обучение в Казани. Так, в 18 лет она сменила место жительства, закончила среднюю специальную музыкальную школу при консерватории, а затем поступила в консерваторию.
— Помимо фортепиано, которое всегда было моим приоритетом, я развивалась и в других направлениях. Параллельно занималась вокалом и начала осваивать орган. Возможность прикоснуться к этому инструменту появилась еще в школе при консерватории. Однако по-настоящему увлеклась им уже в консерватории и решила сделать его своей второй, не менее важной, специальностью,
— делится Мария.
Пять лет обучения в консерватории стали для нее временем упорного труда и творческих открытий. Ей удавалось совмещать изучение двух, казалось бы, похожих, но в то же время таких разных инструментов. Три года назад Мария переехала в Тамбов. Здесь она сначала выступала в костеле, давая органные концерты, и в соседних городах. Вскоре о талантливом музыканте, играющем на столь редком для небольшого города инструменте, узнали в Симфоническом оркестре имени С.В. Рахманинова и предложили сотрудничество. Сейчас Мария успешно ведет концертную деятельность. Ее сольные концерты состоят из органных композиций, а на совместных концертах с симфоническим оркестром она либо играет на фортепиано, либо солирует как певица. Она по-прежнему тратит много времени на совершенствование своих музыкальных навыков. Дома у нее, как и у любого профессионального музыканта, есть и фортепиано, и электронный орган.
— Существенное отличие органа от фортепиано – наличие педальной клавиатуры, требующей отдельной техники игры. Многие произведения для органа просто невозможно полноценно разучить и исполнить на фортепиано из-за этой специфики. Именно поэтому профессиональные органисты, как правило, стремятся приобрести собственный орган для домашних занятий,
— подчеркивает Мария.


Она убеждена, что эти инструменты различны не только технологически, но и по своему характеру и энергетике.
— Каждый инструмент раскрывает определенную палитру эмоций. Орган, с его величественным и объемным звучанием, передает торжественность и масштаб произведения. Фортепиано же, напротив, позволяет выразить тончайшие нюансы чувств и романтические порывы души. Безусловно, и на органе можно исполнять романтическую музыку, но она неизбежно приобретет иное, более монументальное звучание,
— поясняет Мария.
Репертуар для сольных органных концертов девушка подбирает сама, исходя из личных предпочтений.
— При подготовке концертных программ любой музыкант погружается в произведение настолько глубоко, что его восприятие кардинально меняется. В процессе разучивания происходит непрерывный анализ: поиск оптимальной интерпретации, выявление мельчайших нюансов, отработка техники… Мне кажется, чтобы по-настоящему полюбить музыку, нужно прочувствовать ее пальцами, сыграв много раз,
— говорит Мария.


Два мира, одна гармония
Однако даже самое любимое дело иногда может способствовать стрессу и выгоранию. Мария признается, что в какой-то момент она перестала испытывать радость от своей работы. Она не хотела бросать музыку, поэтому начала искать способы помочь себе. Увлеклась йогой, которая помогла ей обрести необходимый внутренний ресурс.
— Йога учит гармонии: расслабленному телу и одновременно собранному уму. Это состояние внутренней концентрации, но без излишнего напряжения. Для меня, как для музыканта, это очень важно. На сцене необходимо быть внимательным, но любое перенапряжение негативно сказывается на исполнении,
— рассказывает Мария.
Она считает, что для успешных выступлений на сцене необходимо уметь работать со своим телом и сохранять спокойствие в любых, даже самых сложных ситуациях.
Соприкосновение с техниками йоги оказало на Марию огромное влияние. Она усердно занималась сама, все глубже погружаясь в тему, и в конце концов решила поделиться своими знаниями с другими. Она прошла обучающий курс и стала тренером по йоге.


Но помимо групповых занятий девушка не забывает уделять время и себе, поддерживая правильный образ жизни.
— Йога помогает мне обрести гармонию во всех сферах. Она стала своеобразным мостом между моей карьерой и повседневностью. Многие, кто практикует йогу, отмечают позитивные изменения: кто-то чувствует улучшение физического состояния, кто-то – психологического,
— объясняет Мария.
При этом она уверена, что каждый человек ищет свой собственный способ избавления от забот и стресса. И если для Марии музыка – это профессия, то для многих других она становится любимым хобби и источником вдохновения.
— Для меня особенно ценно, что я смогла найти точки соприкосновения между, казалось бы, столь разными областями – музыкой и йогой. Мой многолетний музыкальный опыт, более 20 лет профессиональной деятельности, сформировал уникальный подход к изучению асан. И наоборот, йога придала мне уверенности на сцене, помогла избавиться от скованности и научила наслаждаться каждым мгновением выступления, независимо от обстоятельств,
— говорит Мария.



