Пионерская смена: какие детские организации есть в школах и чем они занимаются

19 мая отмечается День детских общественных объединений и организаций. А Союз детских организаций Тамбовской области в этом году празднует тридцатилетие со дня создания

Последние из пионеров

«Нас приняли в пи-о-не-ры! — отчётливо выговаривая последнее слово по слогам, наставительно высказывала мне Ленка из параллельного класса, — надо радоваться!»

В пионеры нас принимали где-то в конце третьего класса, не всех сразу, а небольшими партиями, сначала «отличников», потом постепенно очередь доходила и до «двоечников». Пионерами хотели стать все, и хулиганистые мальчишки тоже. Те, кто вступал в последних рядах, с завистью поглядывали на одноклассников в галстуках.

Мы добросовестно учили клятву пионеров, волнуясь, произносили её при вступлении и держали наготове перекинутый через руку красный галстук, чтобы его нам повязали вожатые, а мы гордо салютовали правой рукой и бодро отвечали на «Будь готов!» — «Всегда готов!».

Ритуалов было много. Были торжественные линейки в парадной форме — белая рубашка и синяя юбка, брюки — у мальчиков, барабан, горн, девиз, речёвка… У нас были смотры строя и песни, где наш класс из года в год пел «Всё выше и выше стремим мы полёт наших птиц…», а всё потому, что каждое пионерское звено носило имя лётчицы-героини. Но мы не только маршировали и пели, но и знали истории жизни про лётчиц, в честь которых были названы наши школьные отряды. И многие из нас с интересом брали в детской библиотеке книги, стоящие на самом видном месте с надписью «Пионеры-герои» — про детей, проявивших мужество и героизм в Великую Отечественную войну.

Самой, пожалуй, распространённой, как бы сейчас сказали, акцией был сбор макулатуры. Бумажная история в третьем классе врезалась в память. Нашему звеньевому пришла в голову великолепная мысль — где можно найти сразу очень-очень много бумаги. Непонятно каким образом, но нам удалось выкатить из ГУМа, тот магазин, что на Советской и сейчас закрыт, огромный — с нас ростом — рулон обёрточной бумаги. Мы дружно, всем звеном, катили его вдоль по Советской от магазина до шестой школы… Катили и воображали, как все обрадуются, а нам первое место по макулатуре обеспечено. Но почему-то никто из учителей нашему креативу не обрадовался, хотя и очень удивились, нам строго велели вернуть бумагу обратно. Случай забавный, но ярко говорящий о нашей детской дружбе и сплочённости, стремлении выполнить задание.

Нас учили помогать друг другу. Если в пионерском звене кто-то плохо учился, то другим участникам отряда надо было «подтянуть» отстающего. Ещё у нас было модно переписываться с пионерами из других, дружеских, стран. Адреса брали в так называемой пионерской комнате. Мы с подругой написали многим ребятам, ответили пионеры из Венгрии. Писали о том, кто какие предметы изучает в школе, кто чем интересуется, какие книги читает, обменивались фотографиями своими портретами и видами городов — так мы с подругой узнали как выглядит озеро Балатон.

Мы были последними из пионеров. Наш выпуск из школы совпал с годом, когда закончилась история нашей страны, где мы родились, Советского Союза, в том же 1991 году прекратила существование и пионерская организация. После роспуска организации в нашем классе некоторые девчонки принципиально продолжали носить красные галстуки до последнего… Для нас не была важна политическая окраска организации, мы, дети, об этом и не думали. Мы учились дружбе, товариществу, понимать и помогать другим. Учились всему тому, чему сейчас учат современные детские организации.

Республика креативных мальчишек и девчонок

Сейчас в каждой школе есть детская организация, и нередко — не одна. У каждой — своё название, девиз. На региональном уровне они объединяются Союзом детских организаций Тамбовской области. Кстати, Союз сразу же, в том же 1991-ом, пришёл на смену пионерам, а в этом году отмечает солидный юбилей — тридцатилетие.

По этому поводу в Тамбов на праздник съедутся представители детских организаций со всей области подвести итоги, обговорить планы на будущее. Союз объединяет 30 детских территориальных школьных организаций, 16 тысяч учащихся из 22 школ. А в 1991 году начиналось всё с пяти организаций, в том числе с «Юных росс», тамбовской городской организации, которая в Тамбове действует до сих пор. На всероссийском уровне все объединяются Российским движением школьников, которое ведёт свою историю с 2015 года. В движение входят 30 городских и районных организаций, 296 школьных организаций, 84 первичных, идеями РДШ объединены 56 тысяч учащихся с первый по одиннадцатый класс.

Российское движение школьников

Рассказывает председатель комитета по молодёжной и социальной политике, физической культуре и спорту администрации города Тамбова, председатель Союза детских организаций Тамбовской области, региональный координатор Российского движения школьников Александр Черемисин:

«В детские организации принимают с восьми лет, торжественное посвящение происходит обычно с середины первого класса или второго. Но в большинстве организаций приём ведётся с пятого класса. Хотя сейчас идёт активная работа по привлечению в детские объединения именно младших школьников. Так в школе №33 Тамбова с 1 по 4 класс действует организация «Республика весёлых ребят»… Есть школы, в которых параллельно работают несколько организаций. Мы стремимся к объединению, но чем больше организаций, тем больше выбора у детей каким полезным делом заняться, тем больше у них возможностей проявить себя, в том числе и на всероссийском уровне. Такой шанс даёт Российское движение школьников. Многие наши детские организации не раз становились победителями и призёрами всероссийских программ. В РДШ существует четыре основных направлений: гражданская активность, здесь работа связанна с добровольчеством, краеведением, второе — личностное развитие, третье — информационно-медийное и четвёртое — военно-патриотическое. Одно из сильно развитых у нас в области направлений — волонтёрство. Также популярно наставничество, шефство старших школьников над младшими, краеведение, профориентационная работа. В этом году много проектов связаны с наукой. Среди самых активных можно отметить организации Тамбова, Уварова, Мичуринска, а также Умётского, Никифоровского, Первомайского и Рассказовского районов».

В девяностые годы в Мичуринске детская организация возродилась одной из первых. По инициативе Галины Николаевны Поповой, тогда директора Центра детского и юношеского творчества, бывшего Дома пионеров, была создана Мичуринская городская детская общественная организация «Родник».

«Мы в числе первых вошли в Союз детских организаций Тамбовской области, который был создан по инициативе Максима Косенкова. Сегодня территориальная детская организация «Юные мичуринцы» насчитывает более пяти тысяч девчонок и мальчишек из 17 первичных детских объединений на базе школ города под управлением координационного совета Центра детского творчества. В этом году нам исполняется 29 лет! За это время ребятами реализовано множество проектов и акций, таких как благотворительная акция «Время чудес» и проект «Шаг навстречу», «Школьная лига КВН», «Ветеран рядом», «Трудовой десант», «Обелиск» и многие-многие другие. В 2016 году мы одни из первых вступили в ряды Российского движения школьников. У нас много активных и инициативных ребят, например, президент нашей детской организации «Юные мичуринцы» Екатерина Тугарёва, а также победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Лидер 21 века» — 2021 Дарья Кувшинова и другие… Всем ребятам в День детских организаций мне бы хотелось пожелать, прежде всего, никогда не сдаваться, уверенно идти вперёд к своей цели. Но каким бы ты не был супер-мега-лидером, прежде всего, ты – человек. Оставайтесь смелыми, уверенными, глубоко мыслящими людьми, но главное – умеющими протянуть руку помощи тем, кто слаб, устал или оступился», — говорит руководитель территориальной детской организации «Юные мичуринцы», муниципальный куратор РДШ, педагог Центра детского творчества г. Мичуринска Оксана Мантрова.

В лицее №29 Тамбова школьники объединены в организацию «ИОНА» — «Искусство — Обогащает, Наука — Активизирует». Таков и девиз движения. Руководитель организации, куратор первичного отделения РДШ, педагог-организатор лицея Светлана Холобурдина считает:

«Школьники, участвующие в детском движении постоянно находятся в состоянии непрерывного развития, постоянного поиска и эксперимента».

И есть результаты. Так лицеисты — активные участники агентства детской прессы и депутаты Тамбовской городской детской думы. В 2020 году «ИОНА» заняла третье место в федеральном этапе всероссийского конкурса «Лучшая команда РДШ», а также стала лучшей командой информационно-медийного направления Российского движения школьников.

Лидер направления «Личностное развитие» Майя Кудрявцева, ученица 10 класса говорит:

«В нашей детской организации мы погружены в настоящую творческую деятельность. Мы воплощаем свои замыслы в конкретные дела, преодолеваем трудности, и убеждаемся в своих возможностях».

Лидер направления «Гражданская активность» Александра Недосекина, ученица 10 класса:

«В волонтёрской и добровольческой деятельности, мне кажется, важны реальные действия и поступки, идущие от сердца и основанные на уважении к человеку. Ежегодно мы проводим благотворительные марафоны — собираем подарки для воспитанников детских домов и центра лечебной педагогики и организуем праздники для них, помогаем пожилым людям и ветеранам. Проводим акции по сбору макулатуры и использованных батареек, оказываем помощь приютам для бездомных животных, кормим уток у реки Студенец, устанавливаем скворечники…».

Десятиклассницам — лидеру информационно–медийного направления Дарье Лигачёвой по душе работа в социальных сетях, а лидеру патриотического направления Елизавете Поповой запомнилась работа по увековечиванию памяти Героев Советского Союза Бориса Фёдорова, Василия Гридина и воинов-афганцев, выпускников лицея, — Игоря Арфеева и Александра Агапова.

Президент детской организации «ИОНА», лидер школьного актива РДШ, десятиклассница Полина Аносова пояснила:

«Один из наших значимых проектов — «Книга памяти «Аллея славы». Мы собрали информацию о людях фронтового поколения, которые в годы Великой Отечественной войны внесли свой вклад в Победу, у нас в книге — более двухсот героев. Это родственники ребят и просто знакомые».

Вместо слётов — ассамблеи, пионерских комнат — чаты в мессенджерах

А в Умётском районе всех школьников объединяет детская организация «Радуга». В Умётской средней общеобразовательной школе придумали «Республику девчонок и мальчишек», в филиалах школы есть «Алые паруса», «Парус» и другие детские организации с интересными названиями и не менее интересными делами. Волонтёры взяли шефство над одинокими ветеранами педагогического труда — помогают по дому и на огороде, поздравляют с праздниками, а ещё ухаживают за воинскими захоронениями, занимаются благоустройством территорий. Юнармейцы побеждают на конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Ребята сами придумывают проекты. Одна из активисток детского местного движения, один из победителей регионального этапа всероссийского конкурса «Лидер 21 века» девятиклассница Валерия Мяхищева предложила помогать тамбовскому приюту для животных «Доброе сердце», школьники привозят сюда корм для бездомных собак и кошек. Теперь ребята думают организовать центр передержки для животных у себя в районе.

«Любая детская организация, где ребёнок проводит свой досуг, нужна в школе в любое время. Чем больше у ребёнка занятий, тем он становится более дисциплинированным и ответственным. Меняется время, меняются формулировки. Так у нас, пионеров, были слёты и «костры», сейчас проводятся Ассамблеи детских организаций, у нас были праздники, а сейчас это называется квестами, проектами, флешмобами, у нас было тимуровское движение, а сейчас — волонтёрство. Но суть остаётся прежней — детская организация также учит хорошему и полезному», — говорит руководитель территориальной детской организации Умётского района, муниципальный куратор РДШ, руководитель волонтёрского отряда «Альянс» Инесса Лактюхина.

Проектов — масса, каждый ребёнок может выбрать занятие по душе и самостоятельно принять участие во всероссийских конкурсах Российского движения школьников через свой личный кабинет сайта РДШ. Благодаря современным коммуникационным технологиям можно оперативно обсудить совместные дела с руководителем организации и друг с другом — через мессенджеры и социальные сети… С моими собеседниками мы пришли к выводу, что как у пионеров основной идеей было воспитание юного гражданина, так и сейчас среди целей современных детских организациях — занять ребёнка полезным делом и воспитать хорошего человека.

Читайте также: Почётный вожатый Тамбовщины

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*