Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Экономика

Чудеса на гончарном круге

Экономика
Фото:

Расположённое на окраине леса село Фёдоровка Бондарского района очарует своей природной красотой, пожалуй, каждого приезжего. Сейчас в этой деревушке, отдалённой от областного центра на восемьдесят километров, проживает не более десяти человек. Малочисленным селение было не всегда – некогда Фёдоровка была сердцем гончарного искусства Тамбовщины. Но со временем промысел утратил своё значение и практически исчез. Исправить эту ситуацию, сохранить и приумножить богатое наследие бондарских мастеров решил 19-летний мастер из Жердевки Данила Чулюкин.

Связь с прошлым

Познакомился с гончарным делом и по-настоящему полюбил его Данила в местной художественной школе, куда родители впервые отвели его в восемь лет. С тех пор он неразлучен с глиной. За одиннадцать лет умелыми руками мастера созданы сотни изделий – кувшинов, горшков, кружек, ваз, игрушек. Причём большинство творений изготовлены по старинным канонам некогда существовавшего на Тамбовщине промысла - фёдоровской керамики.
Народное ремесло, существовавшее на протяжении нескольких веков, в 90-ые годы практически полностью исчезло как материально, так и в сознании поколения. Возрождать богатое наследие бондарских мастеров современные керамисты, в числе которых и Данила Чулюкин, решили несколько лет назад. Причём особые усилия ремесленники приложили к реконструкции фёдоровской игрушки, которая в отличие от глиняной посуды, не утратила утилитарного значения, и актуальна в качестве сувенира и по сегодняшний день.
«Игрушки отличаются выразительностью и в тоже время грубоватыми чертами. Они делаются в виде фигурок разных животных - коров, петухов, оленей, львов. Особой популярностью пользовались свистульки, или, как их называют, «товарняк». Такое прозвище они получили за массовый спрос. Делали их в виде овец, петухов, котов, и других животных. У каждой свистульки несколько отверстий, в одно нужно дуть, а с помощью двух других можно регулировать высоту звука, как на флейте», - рассказывает Данила Чулюкин.
Изучением и возрождением фёдоровской керамики он начал заниматься под руководством известных на Тамбовщине художников-керамистов Екатерины Калласс и Елены Кудровой. А теперь опытный ремесленник охотно делится знаниями с начинающими мастерами. Приехав в областной центр, он стал обучать гончарному делу воспитанников детской художественной школы прикладного декоративного искусства №2 имени В. Д. Поленова. Дети на отделении керамики живо интересуются народным ремеслом несмотря на то, что создание и роспись игрушек – дело кропотливое.
«Из-за трудоёмкости работы занимались фёдоровским промыслом в основном мужчины. Это отразилось на облике глиняных изделий. Так, разнообразия красок на игрушках вы не найдёте, в качестве украшений использовалась только гравировка и блестящая поливка - свинцовая глазурь. Приёмы лепки нарабатывались веками», - поясняет Данила.
В каждом доме деревни Фёдоровки жили и работали местные ремесленники. Игрушки и посуду из глины они продавали на ярмарках Тамбова и других городах губернии. Также большими партиями продукция вывозилась в другие области, чаще Ленинградскую. По сохранившимся документам известно, что в 70-х годах фёдоровскую керамику даже выставляли на ВДНХ, приобретали в музеи и частные коллекции по всей стране.

Возрождая по крупицам

Восстанавливать всё, что так скрупулёзно нарабатывали наши предки, тамбовским мастерам пришлось по крупицам, ведь источников о некогда знаменитом промысле области и его материальной базы практически не осталось. Десятки раз Данила вместе с единомышленниками выезжал в Фёдоровку, общался с местными жителями и перенимал у гончаров-старожилов секреты мастерства.
«Когда были живы последователи ремесла, мы ездили туда чаще. Селяне очень радушно нас встречали, дарили сохранившиеся образцы керамики, делились воспоминаниями. Очень ценными оказались сведения 90-летнего дедушки, бывшего гончара. Василий Иванович был полностью глухим и слепым и, конечно, многое позабыл. Но когда он, спустя годы, вновь прикоснулся к глине, его руки как бы сами начали помогать восстанавливать в памяти утерянные сведения. По этим воспоминаниями мы смогли понять и воссоздать многие приёмы лепки», - рассказывает Данила Чулюкин.
Также в работе над реконструкцией промысла современные мастера разыскивают старинные образцы фёдоровской керамики, которые хранятся во многих частных коллекциях и музеях страны. Путешествуя по разным регионам, энтузиасты снимают копии с экспонатов, сохранившихся бумажных свидетельств, общаются с историками.
Благодаря их стараниям год от года воссоздаются удивительные гончарные изделия и собран фонд уникальных фото и видеоматериалов, записи бесед, содержащие ценные факты о старинном промысле. Эти данные будут основой документального фильма, над которым сейчас работают тамбовские керамисты. В нём пойдёт речь как о прошлом фёдоровского промысла, так и о его настоящем.

Уникальный круг

Среди Данилиных сверстников немного тех, кто увлекается гончарным делом, да и вообще народным творчеством. Большинство находят интересы в виртуальном мире, но для мастера из Жердевки ни один гаджет не может сравниться с приятной теплотой глины и её удивительной пластичностью. Также в этом занятии молодой человек совмещает исследовательский и творческий процессы.
Фёдоровская игрушка мастера
«Я с детства люблю историю и одновременно что-то мастерить, рисовать. А занимаясь реконструкцией фёдоровской керамики, я могу совместить эти процессы, ведь прежде, чем приступить к изготовлению глиняной игрушки я должен изучить, как это делали основатели промысла».
Мастерит диковинные изделия из глины Данила на ручном гончарном кругу, которым очень дорожит. По его словам, работали на таких кругах в 19 веке, и сейчас их в стране остались буквально единицы. Керамика, сделанная на таком устройстве, отличается от других – здесь применяется только ручной труд: «За ножным и электрическим станком глина автоматически центруется и вытягивается в сосуд. А на ручном кругу мы одной рукой вращаем пластину, а другой формируем изделие».
Чтобы работать в такой редкой технике, Данила использует специальную, красножгущуюся, глину, которой богата деревня Фёдоровка. Для этого он несколько раз в год приезжает туда, чтобы пополнить запасы сырья.
Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные изделия в мастерской Данилы, стали сцены охоты. Именно такие изображения в далёкие времена использовали на посуде и игрушках бондарские мастера. На многих их изделиях с поразительной точностью высечены детали - козырек фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, фигурка охотника, преследующего добычу. Также среди игрушек в коллекции много лосей, зайцев, коней и петухов. На каждой из них высечены прямые линии, обозначающие славянский символ древо жизни, который символизирует вечность и плодородность.
Чтобы создать одну игрушку в традициях фёдоровских ремесленников у Данилы уходит около двух недель. Он признаётся, что в этом деле требуется усидчивость, хорошая моторика рук, физическая подготовка, которая нужна в заготовке глины и экспедициях, в которые мастер отправляется несколько раз в год. На своё любимое хобби он тратит практически всё свободное время, и даже летом, в сезон отдыха и развлечений, молодой человек продолжает усердно трудиться.
«Летом приходится вести кочевой образ жизни, так как это горячая пора фестивалей народного творчества. Мы регулярно участвуем и занимаем призовые места в празднике романовской игрушки в Липецке, фестивале «Русь мастеровая» в Санкт-Петербурге, также приезжаем на международный фестиваль гончаров в городе Скопине Рязанской области. Благодаря нашему постоянному участию фёдоровская игрушка стала узнаваемым брендом Тамбовской области, ею интересуются и приобретают жители других регионов страны».
Тамбовскими ремесленниками проделана большая работа, но планов от этого меньше не становится. В ближайших из них – создать музей фёдоровского гончарного промысла, чтобы было куда приходить и смотреть старинные изделия. Сейчас в художественной школе № 2 им В. Д. Поленова под эти цели готовится специальное помещение.
Авторы: