Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Экономика

Эковоспитание – на отлично

Экономика
Фото: Фото Павла Васильева

Кирилл Тишкин у местного пруда. Теперь здесь чисто
Кириллу Тишкину не надо объяснять, что такое экообразование, он и сам может поделиться со сверстниками накопленным природоохранным опытом, рассказать о результатах и планах на будущее. Не первый год Кирилл в родной Умётской школе занимается исследовательской работой и передаёт знания ребятам. А в сентябре он вошёл в сотню экологических лидеров России и получил главный приз – путёвку в лагерь «Артек».

Природный интерес

Тамбовская область широко была представлена на Всероссийском конкурсе «Эколидер» и приняла активное участие в экологической акции «Вода и здоровье». Практически все образовательные учреждения региона влились в природоохранное движение – это почти 550 школ, сотни ребят. Ученики вместе со своими наставниками исследовали реки, проводили лабораторные работы и уроки экологии.
«Я учусь в классе химико-биологического профиля. Уже два года с другими ребятами занимаемся экологическими проблемами, привлекаем внимание школьников к сохранению природных ресурсов. Мы выходим на субботники, расчищаем и исследуем водоёмы, ведём экоуроки, экскурсии. К природе нельзя относиться, как к чему-то должному. Ей надо помогать, защищать и говорить «спасибо», делать для неё то, что по силам каждому», – рассказывает Кирилл.
Умётские химики, биологи, экологи
Школьник признаётся, что не может спокойно пройти мимо брошенной пластиковой бутылки или полиэтиленового пакета. Кирилл знает, что они будут разлагаться более века, а поднять их – считанные секунды. Выбросить чужой мусор в контейнер для школьника – в порядке вещей.
«Если бы каждый ответственно относился к тому, что после себя оставляет – меньше было бы мусора, и наши населённые пункты стали чище. Мусор, он – в головах», – говорит активист экологического движения.

Гид – со школьной скамьи

Для учащихся Умётской школы имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова экология – не просто наука, которая изучает законы природы, для многих это образ жизни. Наставник юных экологов, учитель биологии Ирина Козодаева, в первую очередь объясняет ребятам, что экологическое образование – система ценностей.
В этих стенах Ирина Сергеевна уже несколько лет руководит научным обществом учащихся, ведёт экспериментально-исследовательскую работу по экологическому краеведению.
Ирина Козодаева и Кирилл с благодарственными письмами депутата Госдумы, председателя координационного совета движения «Сделаем вместе!» Геннадия Онищенко
Ею разработана и апробирована учебная экологическая тропа, гидами которой становятся, в том числе и ученики. Начинается она с пришкольной территории, проходит через учебно-опытный участок, сад. Тропа знакомит с историей парка Умёта, отдельными видами растений.
Рассказывает педагог вместе со своими воспитанниками, что каждый год пришкольный участок приносит немалый урожай. Выращенная продукция и яблоки из школьного сада отправляются в школьную столовую. Здесь можно найти различные сельскохозяйственные культуры: огурец, томат, кабачок, морковь, свекла, редис, капуста, репчатый лук, петрушка, укроп, фасоль, горох.
На территории школы раскинулись клёны, берёзы, яблони, черёмухи, тополя, рябины, вишни. Однако этого «зелёного щита» не хватает, чтобы школа была достаточно озеленена.
«Здесь растут 230 деревьев и 35 кустарников, – продолжает Ирина Козодаева. – Получается, что на одного ученика приходится 0,3 дерева и 0,3 квадратных метра кустарника. По санитарно-гигиеническим нормам нужно больше, и мы стараемся исправить эту ситуацию – высаживаем саженцы, расширяем зелёную зону».
Юный учёный Кирилл Тишкин - парень серьёзный
Третья стоянка тропы – парк отдыха – место отдыха умётцев. Он был заложен в 1964 году. Здесь посажены сотни деревьев и кустарников и заложены аллеи. Завершается экскурсия традиционно – у памятника погибшим воинам.
Благодаря таким экскурсиям ученики знают, что самая большая степень запылённости воздуха в Умёте наблюдается со стороны автомагистрали. Меньше – в районе жилых домов и магазинов. В глубине зелёной зоны запылённость маленькая, потому что ряды деревьев поглощают почти всю пыль.

Школьный экопаспорт

Не у каждой сельской школы есть свой экологический паспорт. В Умётской он есть. Создала его Ирина Козодаева.
«Этот документ отражает экологическое состояние нашего учебного заведения. Мы замерили различные показатели, которые теперь документально оформлены: освещённость классов, температурный режим, уровень влажности, площадь окон, количество цветов в школе, нет ли бликов на партах, которые мешают учебному процессу. Сюда входил и замер уровня пыли… Паспорт может корректироваться, если есть потребность», – рассказывает Ирина Сергеевна.
Из 35-ти лет своего педагогического стажа 29 Ирина Козодаева преподаёт биологию в этой школе. Более 20-ти из них занимается экологическим образованием и даёт ребятам путёвку в профессию. Среди её выпускников – медики среднего звена, врачи, в том числе военные. И это неудивительно, что ученики выбирают профессии химико-биологического профиля. Врачебную профессию выбрал для себя и Кирилл.
Кирилл смотрит на чистые берега местного пруда

Где в Умёте лежит чистый снег?

Как юный учёный, Кирилл Тишкин не сидит без дела и постоянно что-то исследует. Знает школьник не только, как стать гидом, но и где в его родном посёлке лежит самый чистый снег.
Так, в прошлом году заборы показали, что безопасней всего талая вода – в жилом секторе и в посадках. Чуть лучше снег у парка. Самый грязный – в районе автомагистралей и у железнодорожной станции. Именно в этих местах школьник собирал снег. После чего в чашках Петри подтверждал свои гипотезы. В профильтрованной талой воде он наблюдал за проростками семян горчицы. Длиннее они были в тех образцах, где осадки были менее загрязнены.
В экологии, как известно, всё взаимосвязано – чисто там, где меньше мусора. Поэтому на достигнутом Кирилл не остановился и отправился расчищать местные водоёмы. Не первый год вместе со школьным волонтёрским отрядом «Альянс» они собирают мусор, обходят берега местного пруда. Выезжали ребята в село Царёвка и посёлок Коммуна, где есть родники, которые школьники также освободили от листвы и стихийных свалок.
Кирилл со своей одноклассницей Настей Бросалиной вспоминают о поездках в «Артек»

Эколог по жизни, ди-джей – в душе

Экология – не единственное увлечение Кирилла. Ещё одна его страсть – музыка. Школьник играет в школьной группе «Флейм». За плечами юного эколога – музыкальная школа по классу «фортепиано». Однако в музыкальном коллективе Кирилл играет на гитаре и даже на синтезаторе.
Кстати говоря, в «Артеке» умётский школьник попал в профильный ди-джей отряд, где на профессиональном оборудовании практиковался как настоящий ди-джей.
«Это был отличный опыт, хорошая практика выступать перед большой аудиторией, – вспоминает Кирилл. – Не было дня, чтобы ребятам приходилось скучать и сидеть без дела. Вожатые всегда находили для нас занятия. Каждый день проходили всевозможные творческие мероприятия, викторины, соревнования, к которым нужно было готовиться. Но помимо развлечений была и учёба».

…по призванию – врач

Наш герой уверен, что экологические исследования, различные опыты и углубленные знания по «химии» и «биологии» обязательно пригодятся ему в будущей профессии. Правда, Кирилл ещё не определился с медицинским профилем и выбирает между двумя специальностями – офтальмологом и хирургом.
Собака - друг эколога
«Хочу помогать не только природе, лесу, растениям, но и людям», – признаётся Кирилл, который и в доме верный помощник. В многодетной семье он – старший сын. Брату Никону – почти 13 лет. А Давиду – четыре года. Так что у Кирилла забот хватает, помимо учёбы. С младшим братом погулять, среднему – помочь со школьными заданиями. Есть и огород, который ждёт рабочих рук.
Профессию врача Кирилл выбрал не случайно. Долгие годы его мама работала фельдшером в реанимации. Сейчас она помогает отцу в церкви. Протоиерей Сергий Тишкин, благочинный Умётского благочиния, настоятель Казанского храма районного посёлка Умёт – отец Кирилла.
Родители выбор старшего сына одобряют. Ведь работа священника сродни тому, что делает врач: к последнему приходят лечить тело, к батюшке - душу. А что может быть благороднее профессии и призвания – лечить людей и делом, и словом...
Авторы: