С той поры как съёмочная группа знаменитой киноленты «Судьба чело века» побывала на Тамбовщине и сняла здесь несколько сцен для фильма, прошло шестьдесят лет. Сегодня уже трудно отыскать свидетелей или участников массовок тех съёмок. Но в архивах остались газетные статьи в «Тамбовской правде» и «Комсомольском знамени», описывающие те события 1958 года. Сохранились свидетельства в различных мемуарах и материалы киноведческих исследований. А в тамбовских семьях воспоминания отцов и матерей устно передаются из поколения в поколение.
Основа шедевров
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», которому суждено было стать литературным шедевром и сценарной основой одноимённого киношедевра, увидел свет в 1956 году. А двумя годами позже народный артист СССР режиссёр Сергей Бондарчук решил воплотить шолоховское произведение на экране. Сценарий экранизации написали Юрий Лукин и Фёдор Шахмагонов. Роль главного героя Андрея Соколова режиссёр решил сыграть сам. На роль Ирины Соколовой он пригласил уже ставшую знаменитой Зинаиду Кириенко. Также в картине были заняты актёры Анатолий Чемадуров, Владимир Иванов, Лев Борисов и другие. Роль мальчика исполнил сын московского актёра шестилетний Павлик Борискин.
Фильм рассказывает о судьбе водителя Андрея Соколова, которому в начале Великой Отечественной войны пришлось расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря. Благодаря личному мужеству Андрей избегает расстрела. А вскоре ему удаётся бежать из плена за линию фронта к своим вместе с арестованным немецким офицером. Побывав в родном Воронеже во время короткого фронтового отпуска, он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в городе Урюпинске. Там он встречает маленького мальчика Ивана, оставшегося сиротой. Мать мальчика погибла во время бомбардировки поезда немецкой авиацией, а отец пропал без вести во время войны. Соколов решается сообщить мальчику, что он и есть его отец. Этим даёт себе и мальчику надежду на новую счастливую семейную жизнь.
Съёмки фильма
Съёмочная группа сначала работала на родине Шолохова, в станице Вёшенской. Там снимались весенние сцены на Дону. Летом мосфильмовская команда выехала на родину главного героя в Воронеж. Любопытно, что эпизоды, связанные с молодостью Андрея Соколова, его невесты, а затем супруги Ирины, проходили в Воронеже в декорациях, выстроенных на улице Тамбовской. Затем в конце лета кинематографисты переместились в Тамбовскую область.
Здесь группа работала целый месяц. Кинематографисты и актёры жили в областном центре. Если следовать хронологии съёмок по статьям, появлявшимся в «Тамбовской правде», то сначала в конце августа кинематографисты работали в 20 километрах от Тамбова близ посёлка Рада. В 1958 году журналисты «Тамбовки» пристально следили за кинематографическим процессом.
Из-за непрекращающихся дождей съёмочная группа Сергея Бондарчука долго не могла приступить к работе. Режиссёр и оператор Владимир Монахов колесили по просёлочным дорогам, прежде чем нашли отвечающее замыслу место. Потом за дело взялся художник Сергей Воронков. Были установлены проволочные заграждения, вытоптана и обожжена трава. Как только выглянуло солнце, начали снимать эпизоды на передовой. Соколов мчался на грузовике, везя боеприпасы на батарею. Но взрыв перед кабиной... и контуженный водитель попадает в плен. Атаку немецкого самолёта на машину Андрея снимали с вертолёта, а восприятие самого Соколова — непосредственно с грузовика. Всё это днём, а вечером перед кинокамерой оператора брели конвоируемые фашистами советские военнопленные. Среди занятых в эпизодах и массовке были и тамбовские актёры Анатолий Берладин, Пётр Мухин, Ольга Мингалёва и другие.
Полная драматизма сцена прощания уходящего на фронт Андрея с женой Ириной, которая снималась на тамбовском железнодорожном вокзале, запомнилась Андрею Фёдоровичу Череднику. Старший машинист вёл эшелон, в котором Соколов ехал на войну. Чередник, участвовавший и в массовых сценах, рассказал журналисту «Тамбовки», как сам трудился на железной дороге во время войны и за это был награждён несколькими медалями. Андрей Фёдорович очень полюбился Бондарчуку, и тот всегда задорно обращался к машинисту: «Больше пара!»
Сцена «Беженцы» снималась в пяти километрах от Тамбова у Татарского вала. Здесь работал второй режиссёр Александр Голованов. Съёмки велись с двух точек. С вертолёта запечатлели широкую панораму: дымящиеся развалины, горящий овёс и почти километровую колонну беженцев. Внизу снимались крупные планы. Понуро бредут старики, женщины и дети, лошади тащат скарб, а мимо проезжает Соколов. В массовках участвовали местные: бухгалтер «Главвторсырья» С. Хазанова и её дочери Рая, Лиза, Таня, пенсионер А. Сосновский, бывший учитель В. Вальчук, его жена Мария и дочь Алла, студентки И. Шевцова и Л. Ланова, работницы печатного цеха А. Булгакова и Л. Воропаева (в газетных статьях сохранились лишь инициалы имён).
На экранах страны
В мае 1959 года фильм «Судьба человека» вышел на экраны. Буквально все тамбовчане посмотрели его в кинотеатрах и клубах области. Они с удовольствием отмечали те эпизоды, которые снимались у нас и о которых читали в «Тамбовке». Семья Гореловых тоже побывала в кинотеатре. Ведь глава дома Алексей Горелов стал очевидцем событий одного из съёмочных дней. Его сын Александр запомнил рассказ отца об этом на всю жизнь. К сожалению, несколько лет назад Горелов-старший ушёл из жизни. Я встретилась с Александром Алексеевичем Гореловым, ныне известным тамбовским краеведом: «О съёмках отец мне рассказал осенью 1958 года, когда вернулся с офицерских сборов. Они проходили на базе пехотной дивизии, передислоцированной в Тамбов из ГДР. Моего отца, 32-летнего человека, ветерана войны, лейтенанта запаса, призвали на сборы. Их военный лагерь располагался близ станции Рада. Дело было во время очередного перекура. Молодые люди стояли в лесу. Вдруг начали доходить звуки мотора. Почему? Вроде бы вся техника тут. Направили разведчика. Через не сколько минут он вернулся: «Ребята, пошли, там кино делают!» Нечасто увидишь, как снимают кино. И они побежали».
Далее Александр Горелов продолжил: «Буквально через 50 метров увидели поляну и не большой овражек. Здесь столкнулись с человеком из съёмочной группы, который начал шуметь на них, чтобы не лезли куда не надо. Ребята поставили товарища на место. И тот смилостивился: смотрите, но только издали. Отец увидел закреплённую на треноге кинокамеру. На неё двигался автомобиль. Он был явно немецкий, марки «Оппель-адмирал». Неожиданно автомобиль свернул и упал в овражек. На этом съёмки прекратились. Отец с друзьями подошёл поближе. Оказалось, водитель — не актёр, ведь главную роль исполнял Бондарчук. Водителем в тот момент был дублёр-профессионал. А на заднем сидении — немецкий майор, которого вывез Андрей Соколов, бежав из плена. Но это был не живой артист, а кукла. Это очень поразило отца. Тут у кинематографистов возник вопрос: как поднять машину? Отец и другие ребята с превеликим удовольствием при шли на помощь, на раз-два подняли из овражка автомобиль. Потом были съёмки следующего дубля. Отец с друзьями опять смотрели их. Потом ребята снова поднимали машину».
Этот эпизод Александру Горелову, а тогда сыну-первокласснику Саше и его маме, отец рассказал, сидя за столом, за ужином. И позже, когда вся семья ходила смотреть в кинотеатр фильм «Судьба человека», отец отмечал места, где снимался тот эпизод. Автомобиль был тот же, но водителя-дублёра уже не было, за рулём сидел Бондарчук-Соколов. Точно Александр Горелов помнил в кадрах фильма и старое здание тамбовского вокзала, каким он был в 1958 году, до случившейся позже пере стройки.