К счастью, мы живём уже в то время, когда не нужно доказывать, что Евгений Боратынский — поэт первого ряда. Современники по разным причинам не смогли по достоинству оценить его значение в русской литературе. Да и советские литературоведы полагали, что Евгений Боратынский — поэт так называемого «пушкинского круга». Таким образом, его имя невольно принижалось. Но время, как говорится, расставляет всё по своим местам.
На мой взгляд, в русской литературе было три волны «реабилитации» Евгения Боратынского. Первыми серьёзно увлеклись творчеством «сумрачного поэта» символисты и акмеисты. Валерий Брюсов, Александр Блок и другие считали Евгения Боратынского своим духовным предтечей.
Приятно осознавать, что выдающийся поэт Серебряного века граф Василий Комаровский продолжает поэтическую традицию Евгения Боратынского. Достаточно прочитать «Дядьке-итальянцу» и сравнить это стихотворение с произведениями Василия Комаровского «В Царском Селе», «Ракша», чтобы убедиться в общности поэтических взглядов. Кроме того, творчество этих поэтов тесно связано с тамбовским краем.
Так называемая вторая волна приходится на 60-70-е годы прошлого столетия. Помните замечательный фильм «Доживём до понедельника», где одна из героинь заявляет, что не обязана знать второстепенных поэтов. Но историк Илья Семёнович Мельников ей отвечает, что Боратынский давно уже первостепенный поэт.
По мнению боратыноведа Гейра Хетсо, который составил библиографию поэта на основе архива мурановского музея, из 400 работ о жизни и творчестве Евгения Боратынского свыше четверти относится именно к 1960-1972 годам. И если литература о Боратынском до этого времени ограничивалась главным образом статьями и заметками, то в эти и последующие годы возникают кандидатские и докторские диссертации не только отечественных исследователей, но и специалистов из США, Англии, Новой Зеландии и Норвегии...
Своеобразную точку в затянувшемся споре о значении Евгения Боратынского поставил Иосиф Бродский, который сказал, что лучшее стихотворение русской поэзии — это «Запустение». Цитата. «В «Запустении» все гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира. Дикция совершенно невероятная…»
Справка Свежий номер «Рассказ-газеты» посвящён 220-летию поэта Евгения Боратынского, высокой поэзии, родине поэта — Маре. И если при жизни поэта это место на земле было в «Запустении», то сегодня, увы, в забвении.