Он родился в 1927 году в деревне Кожевниково – на берегу таёжной речки Шегарки Томской области. Детство у него было нелёгкое, тяжёлое, как и у большинства людей его поколения. После ареста отца семилетний Ваня Елегечев вместе с мамой и старшим братом долго скитались, познав людскую несправедливость и жестокость.
Они нашли приют в предгорьях Кузнецкого Алатау на руднике Берикульском, где мальчик пошёл в школу. Родной дед и дядя часто брали маленького Ваню с собой на рыбалку и охоту, с двенадцати лет мальчик считал себя заправским таёжником. Умел ловить рыбу, добывать кедровый орех и даже мыть золото в горных ключиках. Повзрослев, там же, на руднике, Иван Елегечев работал молотобойцем, бродил с геологами по горам Кузнецкого Алатау.
В 1945 году семнадцатилетним парнем был призван в армию, служил авиамехаником в бомбардировочной и истребительной авиации на Дальнем Востоке. После демобилизации в 1952 -м вернулся в Томск, где пять лет работал журналистом. В 1954 году в газете «Молодой ленинец» был опубликован его первый рассказ «На Шедолге».
В 1957 году Иван Елегечев круто меняет свою жизнь, решив стать сценаристом. Он сдал экзамены и был принят во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую известного кинодраматурга Александра Каплера.
Первая его повесть «На Чулым-реке» вышла из печати в 1960 году, когда Елегечев учился на четвёртом курсе. В 1962 году, после окончания института, вернулся в Томск, работал редактором книжного издательства. В 1963 году был принят в Союз писателей СССР. В период с 1965 года по 1972 год руководил Томской областной писательской организацией. В 1976 году писатель переехал в Тамбов, где начался новый этап его творчества. Здесь он много и плодотворно работает, пишет исторические романы «Мангазея», «Зима», широко и глубоко используя накопленный краеведческий (не только и столько тамбовский даже поначалу) материал. Но Иван Захарович первым из тамбовских писателей решился на разработку широкомасштабной темы – о пребывании в нашем крае поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Работа над темой закончилась выходом в 1987 году в Воронежском Центрально-Чернозёмном книжном издательстве романа-хроники «Губернатор». На основе романа была написана пьеса «Что есть истина?», которая с успехом шла на сцене Тамбовского драматического театра. Вершиной творчества Ивана Елегечева можно считать роман «Голгофа», повествующий о событиях 20-х годов на Тамбовщине: ужасах продразвёрстки, режиме оккупации, истинных причинах крестьянского восстания под руководством Александра Антонова.
У нас знают Елегечева больше как романиста. Но он прекрасный рассказчик.
В предисловии к книге Ивана Захаровича «Троицкие вершины» писатель Илья Лавров заметил: «Елегечев пишет густо, не акварелью, а маслом…»
С этим нельзя не согласиться. Но и акварель не хотелось бы исключать из творческой манеры этого художника слова. Если в повестях и романах акварель просматривается как кусочек голубого неба сквозь густоту деревьев, то в рассказах акварель широка, прозрачна и чиста. Нельзя не отметить вышедшую в 1981 году в Москве, в издательстве «Современник», книгу рассказов Елегечева «В русском лесу». Читаешь и ощущаешь запах леса, который, как пишет автор, одинаково щедр для всех, стоит нараспашку, отдавая тень и прохладу, тепло и свежесть всякому, кто входил в него, - и доброму, и злому, щедрому и скупому, храброму и трусливому… У Елегечева много рассказов. И в каждом – народный дух. И что-то сказочное есть в них, таинственное. И имена героев необычные – дед Пихто и бабка Никто, Гефест, Бархудар. Некоторые рассказы и написаны в форме сказов и сказок: «Откуда пошли комары», «Бабушкин остров», «Гиблый мыс». В них – народная мудрость, сила и красота русского человека. Люди стремятся найти бесценный дар – див-корень, который приносит счастье. Этот корень у писателя символизирует отношение к жизни, к труду. Див-корень – счастье, путь к которому открыт для всех, но у каждого этот путь свой: у одних – гладкий, у других – тернистый. Писатель утверждает: человек – сам кузнец своего счастья. И если он не ищет «лёгкую наковальню», то будет у него и див-корень…
Возвращаясь к роману "Губернатор", нельзя не отметить, что Елегечеву удалось, на основе архивных материалов, силой своего таланта, создать психологически, в принципе, достоверный и человечески притягательный образ Державина. Роман, впервые изданный 35 лет, - это огромный историко-художественный, краеведческий пласт, поднятый сибиряком, не знавшим до времени своего приезда в Тамбов об особенностях нашей губернии, но сумевшего за очень короткий срок войти, как говорится, в тему. А через двадцать лет после написания пьесы «Что есть истина» у Ивана Захаровича Елегечева вышел в Тамбове под таким же названием однотомник-трилогия с подзаголовком: «Приснопамятный рассказ о России». В аннотации к нему говорится: «Книга Ивана Захаровича Елегечева “Что есть истина” была издана в Тамбове в 2003 году за счёт средств автора. Тираж её был всего 50 экземпляров. По этой причине трилогия, в которой с наибольшей полнотой раскрывается образ Г. Р. Державина, в библиотеки области не поступила. В вышедшем в 1987 году в Воронеже романе Елегечева “Губернатор” были сокращены несколько глав. В новом издании он опубликован полностью. Учитывая интерес к личности поэта и государственного деятеля, управление культуры и архивного дела Тамбовской области приняло решение издать тиражом в 500 экземпляров трилогию Ивана Захаровича Елегечева “Что есть истина”, которая поступит в библиотеки области».
И поступила – в 2008 году. Эта книга, как и другие произведения Елегечева, не простаивают на полках: их читают, по ним не раз проводились читательские конференции в школах, их используют на уроках краеведения. Очерк о жизни и творчестве Ивана Захаровича, фрагменты его произведений вошли в учебник «Литературное краеведение» для 8 - 9-х классов, а фрагменты произведений – в хрестоматию. Елегечев, писатель с ярко выраженными историко-художественными пристрастиями, откликался и на события в современной жизни страны: им, к примеру, написана драма «На дне» - о гибели подводной лодки "Курск". А в студии областного радио он неоднократно обращался к самым разным актуальным темам политической повестки дня.
Иван Захарович жил творчеством и был счастлив этим. Но одиннадцать лет назад сердце незаурядного человека и большого русского писателя перестало биться... Осиротели, как принято говорить в таких случаях, родные, друзья, остались без хозяина его огромная библиотека, картины (он занимался живописью и создал несколько колоритных портретов исторических деятелей и наших современников). Остались рукописи, в том числе и незавершённые.
Но память о нём с нами, в нас...
Кстати, 22 июля в Тамбовской областной детской библиотеке было представлено литературное досье «Такая далёкая Мангазея», посвящённое 95-летию со дня рождения Ивана Елегечева. Юных тамбовчан познакомили с биографией ивана Захаровича, его книгами из сибирского, скажем так, прошлого писателя. «Чулым-река», «Див-Корень», «Золотое Ожерелье», «Мангазея», «Таёжные сказки» призывают читателей любить родной край, где ты родился и вырос, его природную красоту. Ребятам были рекомендованы «Таёжные сказки», в которых собраны героические сказания о храбрых охотниках, поучительные истории о трудолюбивых красавицах и забавные повествования об обитателях тайги. С книгами можно познакомиться на выставке, подготовленной из фонда библиотеки. К юбилейной дате и в Томске подготовили, в частности, книжную выставку "Таёжные сибирские были Ивана Елегечева", которая в настоящее время экспонируется в Центре краеведческой информации одной из местных библиотек - "Сибирской" - и будет работать до 31 августа. Томичи в своём "Литературном калейдоскопе" процитировали также Николая Наседкина: «Иван Захарович не является массовым писателем. Это объясняется просто. Елегечев был серьёзным, глубинно-психологическим писателем. Ему были неинтересны случайные читатели, которые знакомятся с книгами поверхностно. Он писал, рассчитывая на читателя, который откроет его книгу, попадёт в его мир и будет с ним, писателем, его создавать».
Павел ИЛЬИН