Известная поговорка «нет пророка в своём отечестве» к Тамбову если и относится, то в самой меньшей степени. Как правило, талантливые тамбовские музыканты в родном городе всегда становились известными. Конечно, отношение к ним разной публики и разных коллег тоже бывало разным, но свою порцию популярности и даже славы они в родных пенатах всё равно получали сполна. Однако жизненные обстоятельства складываются порой независимо от нашего желания, и когда музыканты покидали малую родину в поисках заветной птицы счастья, то везло с этим далеко не всем. Многие просто растворялись в столичном и зарубежном круговороте и даже вынуждены были завязывать с музыкой в заботе о хлебе насущном. Но есть и те, кто смог сделать Тамбов известным и даже прославить родной город далеко за его пределами. Ну, а в Тамбове они всё равно остаются своими, как бы далеко их не забрасывала судьба.
Гений, открывший «Банановые острова»
Это имя уже давно стало легендарным. Коренной тамбовчанин Юрий Чернавский скромно и без лишнего шума своим творчеством вписал своё имя в неписанный зал славы отечественного рока. Хотя начинал Юрий Александрович джазменом, да и остался таковым, по сути, навсегда. Но именно рок сделал его знаменитым, а он своими произведениями в этом стиле перевернул всю отечественную музыку. И это не красивые слова квасного патриотизма, а чистая и объективная правда, что бы ни говорили скептики.
В детстве Юра был скромным мальчиком, которого мама с пяти лет определила в музыкальную школу учиться играть на скрипке. Мальчик прилежно занимался к радости родителей, но когда познакомился с саксофоном и творчеством Джона Колтрейна, то идиллическим занятиям на скрипке быстро пришёл конец. Миром молодого музыканта стал популярный в 70-е годы джаз-рок, который Юрий Чернавский с большим успехом играл в создаваемых им ансамблях на разных площадках Тамбова, включая Дворец культуры «Юбилейный». Так что путь в столицу для виртуоза скрипки, саксофона, а также электронных клавишных, то есть настоящего мультиинструменталиста, был вполне очевиден.
В Москве Юрий не только поступил в консерваторию, но и успел показать себя в оркестрах Олега Лундстрема, Леонида Утёсова и даже Муслима Магомаева. Однако имя Чернавского на всероссийском уровне по-настоящему громко прозвучало, когда он стал участником известного ансамбля «Красные маки», с которым выпустил два альбома, включая знаменитый «Кружатся диски», сделанный наравне с лучшими мировыми образцами. А затем от диско не менее органично Юрий Чернавский вышел в рок новой волны, став клавишником группы «Динамик» Владимира Кузьмина. Альбомов у группы в начале 80-х не выходило, но зато магнитоальбомы распространялись по стране с молниеносной быстротой и имели дикую популярность. Ну а, пожалуй, самым звёздным пиком в творчестве нашего земляка стал созданный им в 1983 году концептуальный магнитоальбом «Банановые острова». Это была работа в духе прогрессив-рока альбомов Алана Парсонса, записанных суперпрофессиональными музыкантами. Это было время гонений на рок в Советском Союзе, так что никакой надежды выпустить подобную работу на пластинках даже и не возникало, но Юрий Чернавский сделал этот шедевр, потому что не мог не сделать. Кажущиеся простыми композиции очень непросто сделаны, музыка при этом совершенно некоммерческая, довольно странная, гипнотизирующая и одновременно пронзительно лиричная. Эдакая минорная ирония над самим собой.
В последующие годы Юрий Чернавский написал немало популярных песен для известных исполнителей, включая Аллу Пугачёву, хитами которой стали его «Белая дверь» и «Белая панама». Но эстрадная популярность композитора не прельстила, и он уехал в Америку, в мекку мирового рока, где сейчас живёт и творит на берегу Тихого океана. Но если посмотреть за горизонт, там всё равно не разглядеть Банановых островов…
От Тамбова до Швеции
Считается, что рок — это не для женщин. То есть, женщины в роке, конечно, встречаются, но это скорее исключение, лишь подтверждающее правило. И Валерию Кирсанову можно считать одним из ярчайших исключений. Причём ни в каком-нибудь роке, а в самом, что ни есть тяжёлом. Её демонический голос, позволяющий петь буквально всё и обладающий идеальными роковыми интонациями, тамбовские фэны впервые услышали на концертах мичуринской хэви-команды «Пять стихий». Лидер группы гитарист Сергей Медведев, услышав, как поёт молодая актриса Мичуринского драматического театра Валерия Кирсанова, сразу понял, что у него есть шанс создать группу в стиле симфо-метал не хуже культовой скандинавской «Neightwish». Он, конечно, не мечтал переплюнуть Тарию Турунен, но у Леры были свои достоинства. И результат превзошёл все ожидания. Голос Леры, её чувство стиля в сочетании с композиторскими способностями и мастерством аранжировщика в лице Сергея позволили группе добиться немалых успехов, выпустив два альбома на известном российском лейбле «SD-Maximum». Что же касается игры в театре, то на сцене Валерия не только играла, но и, конечно, пела. А её главной роли в спектакле об Эдит Пиаф с восторгом поаплодировала бы сама легендарная французская певица.
Я много раз спрашивал Леру, почему она ни разу не пыталась подать заявку на участие в телеконкурсе «Голос», где она бы гарантированно переиграла всех претенденток. Но на это Лера лишь беспечно махала рукой — ей это было просто не интересно. К сожалению, творческие пути с «Пятью стихиями» у певицы разошлись. Из Мичуринского театра она перешла в Тамбовский драматический театр, а петь стала в тамбовской группе «Фурор», но это уже была совсем другая музыка — рок-хиты в камерной интерпретации под фортепиано, скрипку, акустическую гитару. Однако именно с этим коллективом тамбовская вокалистка прогремела по множеству европейских музыкальных клубов, куда группу с удовольствием приглашали.
Казалось бы, всё складывается успешно, но… Жизнь личная внесла серьёзные коррективы в жизнь музыкальную. Лера вышла замуж за гражданина Швеции и уехала на родину группы «ABBA». И хотя эта легендарная команда уже давно своё отпела, но музыкальная конкуренция в Швеции просто невероятная, и даже рок-певиц там совсем немало. Удастся ли тамбовской звезде покорить многозвёздную Скандинавию — вопрос остаётся открытым.
Тамбовский вдохновитель Владимира Кузьмина
Стоит признать, что 80-е годы были временем музыкальных открытий, и Тамбов здесь был явно в первых рядах. Хэви-метал набирал по стране железную силу, а первой металлической группой в Тамбове стала команда «Бастион», появившаяся в 1986 году, одним из вдохновителей и организаторов которой стал студент Тамбовского института культуры Сергей Тяжин. Музыканты туда подобрались самые-самые, а композиции они создавали энергичные и мелодичные в лучших традициях Рони Джеймса Дио.
Но путь «Бастиона», к сожалению, оказался недолгим. И он не устоял под натиском жизненных обстоятельств. Но зато позволил Сергею, как прекрасному бас-гитаристу, завоевать авторитет не только в тамбовских, но и в столичных кругах. И потому совсем неудивительно, в 90-е годы он стал не просто участником, а ритмическим фундаментом группы самого Владимира Кузьмина. Концертно-гастрольная деятельность в тот период у хит-мейкера была более чем насыщенной и не давала времени на передышку. Тем не менее Сергей не только успевал играть на концертах и создавать новые композиции вместе с Владимиром Кузьминым, но и работать над своим материалом. Правда, это был уже не хэви-метал, а некая смесь мелодичного поп-рока с заметным электронным влиянием.
Время менялось, и, безусловно, Сергей рассчитывал свою музыку на самую широкую аудиторию. Для такой аудитории требовалась простота и доступность, но отказать себе в экспериментах и поисках нового звучания, музыкант всё равно не мог. В результате появился сольный альбом, выпущенный на SD известной фирмой, который высоко оценили специалисты и давние поклонники творчества Сергея. Что же касается всенародной популярности, то это вещь сложная и заставляющая идти на компромиссы, а значит, и менять свои принципы. Их Сергей в корне менять не мог, да и не хотел. Впрочем, отсутствие широкой популярности ничуть не влияет на качество музыки, созданной им. Сергей продолжает оставаться одним из самых востребованных бас-гитаристов, участвуя в различных проектах, а у этой дороги не бывает конца и всегда что-то ждёт за горизонтом.
Возвращение к «Круизу»
Ничто на земле не проходит бесследно, особенно детские увлечения. Не секрет, что для многих тамбовских мальчишек, бравших гитары в руки, группа «Круиз» была непререкаемым авторитетом и гордостью за родные пенаты. Гитарист Дмитрий Лазеев не стал исключением, хотя в тамбовской группе «Панорама», где он играл в начале 90-х, музыка была несколько другая. Честно говоря, группа была не самой знаменитой в Тамбове, но гитарная техника Дмитрия была столь незаурядной, что он оказался лучшим из всех претендентов на место в группе только начинающего тогда певца и композитора Леонида Агутина. Дмитрий Лазеев мог играть всё, так что стилистика фламенко в духе «Gipsy Kings» оказалась ему более чем по зубам. Первые альбомы с ударными хитами Агутина, успех певца на гастролях и его заслуженная слава во многом обязаны мастерству нашего Димы Лазеева. Это его гитара звучит в «Босоногом мальчике», «Хоп хэй лала лэй», «Это просто слёзы» и в других незабываемых композициях мэтра. А сам Дмитрий вспоминает о годах работы с Леонидом Агутиным с немалой теплотой и очень ценит его как музыканта.
В конце 90-х Дмитрий приехал отдохнуть в родной Тамбов и, как он шутит, «заехал на неделю, а задержался на годы», работая музыкантом в кафе «Ирина» на улице Советской.
Впрочем, Москва по-прежнему манила, и, перебравшись туда окончательно, Дмитрий участвовал в различных проектах, выпустил свой сольный инструментальный альбом, но главным нынешним достижением для музыканта стало участие в возрождённом «Круизе» Матвея Аничкина, где Дмитрий сейчас показывает себя во всей красе, не забывая родину свою и «Круиза» — славный город Тамбов. И вот теперь, спустя годы, сбылась сумасшедшая детская мечта, когда его гитара задаёт драйв в песнях любимой группы из далёкого детства. Всё же мечты сбываются!