Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Всероссийская магия тамбовского «Сколота». Интервью с фронтменом группы Алексеем Павловым

Культура
Фото: архив «Сколота»

Распластавший крылья сокол на фоне восходящего солнца – это эмблема и фирменный знак тамбовской фолк-рок группы «Сколот», которая хорошо известна поклонникам, как в нашем славном городе, так и далеко за его пределами по всей необъятной России. За свои девятнадцать роковых лет команда под предводительством своего лидера Алексея «Фолк» Павлова объездила с гастролями всю страну, выпустив за это время пять полноценных альбомов.  И везде команду принимают с восторгом и любовью, которой можно только позавидовать самой белой завистью. Что относится к коллегам, выступающим в самых разных жанрах. И это говорит о «Сколоте» не просто как о группе, но и как о явлении музыкальной жизни и не только. Но, а в чем секрет, мы попытались понять вместе с бессменным лидером команды Алексеем «Фолк» Павловым.

Алексей «Фолк» Павлов
Фото: архив «Сколота»

Плоды популярности: как собрать миллион

Вообще, почти два десятка лет – срок для группы совсем немалый, но стабильности «Сколота» можно только удивляться. Довольно быстро завоевав популярность, группа все время шла вверх, развивая свои музыкальные идеи и расширяя географию успеха. А минувший год выдался особо насыщенным. Не только гастролями по городам, но и съемками масштабного и, можно сказать, эпичного видеоклипа. Ради чего коллектив отправился аж в далекий Екатеринбург, где известная творческая команда клипмейкеров под руководством режиссера Александра Костыгина создала не просто клип на песню «Шаман» (16+) из последнего альбома «Сколот», а очень выразительный психоделический мини-фильм с глубоким философским содержанием. Причем, результат этой большой работы стал доступен для широкой публики буквально на днях. Конечно, работа эта обошлась очень недешево в самом прямом смысле слова. Но необходимый миллион рублей группа «Сколот» собрала на краудфаундинговой платформе, где тысячи фэнов перечислили свои взносы на съемку этого маленького шедевра. Это оказалось вполне возможным, вот только надо, чтобы тебя знали и любили по всей стране. Ни много, ни мало.

Ты помнишь, как все начиналось?

Сейчас, спустя почти двадцать лет, можно оглянуться назад и вспомнить свои надежды. Верилось ли тогда, что они оправдаются…

— Алексей, а откуда взялась эта увлеченность фольклором и народной музыкой? Вроде как этому в школе не учат…

— А это с самого раннего детства. И учили этому, конечно, не в школе, а учителем, точнее сказителем, была моя бабушка. Она была очень энергичная и боевая. Мы жили в небольшом поселке городского типа Грибановский, что в Воронежской области. Особых развлечений там не было, но скучать мне не приходилось – бабушка рассказывала «истории старины глубокой», пела народные песни, которые я не слышал по радио, и мне они уже тогда запали в душу. Наверное, правду говорят, что все в человеке закладывается с раннего детства. И что бы ты потом не узнал, все это накладывается уже на заложенную основу.  Конечно, музыка — была для меня совершенно естественным увлечением, и первую свою группу я организовывал еще в школе, а потом удалось создать фолк-роковый коллектив уже в музыкальном училище в городе Бобров под Воронежем, куда я поступил после школы. То есть, идея «Сколота» уже тогда во мне жила, а эмблему нашей будущей группы – сокол на фоне восходящего солнца – придумал и нарисовал мой давний друг детства Игорь Колесников. Точнее, он, конечно, не знал, что этот рисунок станет эмблемой группы, но, на мой взгляд, этот символ лучше всего отражает наши стремления и мечты.

Фото: архив «Сколота»

— Но мечта по-настоящему воплотилась в жизнь все же именно в Тамбове?

— И, конечно, не случайно. В Тамбове я поступил в 2002 году в Институт культуры и искусства ТГУ им. Г.Р. Державина и встретил здесь ребят, близких мне по духу. А первым выступлением «Сколота» был концерт в ДК «Знамя труда» 24 февраля 2005 года. Этот день мы и считаем датой рождения нашей группы.

— Что же легло в основу репертуара?

— Это как авторские произведения в стилистике фольклора, так и народные песни, включая песни именно Тамбовского края. Ведь у нас, если копнуть, просто кладезь настоящего народного искусства. Не лубочного, под попсу заточенного, а настоящего, что веками передавалось из поколения в поколение. Но эти песни не лежат на поверхности, их надо искать, и их мы брали из багажа фольклорных экспедиций. К сожалению, самому мне не довелось в этих экспедициях участвовать, но люди, которые там были, во многом нам помогли, и теперь эти песни стали хитами наших концертов, причем пользуются неизменной популярностью все годы существования «Сколота».

— А что же привлекает поклонников в вашем фолк-роке?

— Думаю, позитивное отношение к миру, любовь в самом широком понимании, возможность выразить свои чувства, и, конечно, добро. Многие признавались, что эта музыка являлась для них лучшим лекарством от депрессии, и что благодаря ей, ты чувствуешь себя частью сообщества добра и света. То есть, ты смотришь туда, куда летит наш сокол на восходе солнца.

Фото: архив «Сколота»

Фэнтези, обращенное в реальность

На концертах «Сколота» действительно можно почувствовать атмосферу некоего всеобщего единения и братства. Зрители не просто слушают музыку, а активно участвуют в ней. Они подпевают, зная почти все песни наизусть, водят хороводы, и даже устраивают спонтанные театрализованные  представления перед сценой в виде гребли на виртуальных ладьях-дракарах. Лично меня всегда удивляла эта преданность фолк-фэнов коллективной магии действа на сцене, и те гарантированные аншлаги, которыми не могут похвастаться самые крутые хард-роковые и металлические команды. 

И дело здесь, пожалуй, не только в музыке. Увлечение фольклором, причем, не тем, который показывают по центральному телевидению, а уходящим корнями в дохристианскую историю, стало в нашей стране уже своеобразной субкультурой. Но это не уход в язычество, а поиск единения с природой, поиск добра в исконном естестве, как некая отдушина в нашем слишком прагматичном и суетном мире. Возможно, это некая иллюзия в стиле «фэнтези», где мы ищем свое Средиземье. Нам кажется идеальным тот зеленый, залитый золотым солнцем мир, где царствовала нетронутая природа, где жили глупые короли и прекрасные принцессы, вольные пастухи со свирелями и всезнающие мудрецы, хранящие заветные скрижали, и где царила справедливость. Возможно, такого мира и не существовало, но нам так хочется, чтобы он все-таки был, и хочется оказаться там, как в воспоминаниях о будущем. 

Фото: скриншот клипа «Шаман»

Может потому и собирает на своей площадке тысячи фэнов не только тамбовский «Сколот», но и другие группы, исповедующие фолк-рок, что ежегодно собираются в Тамбове на традиционный фолк-фестиваль «Наследие» (12+),  организуемый Алексеем «Фолк» Павловым и сотоварищами.

Впрочем, ничего бы этого не было, если бы не мастерство музыкантов и преданность их своему делу.

— За эти почти два десятка лет через «Сколот» прошло более полусотни музыкантов. То есть, состав менялся, люди приходили разные, но основу всегда составляли те, кто не просто умел хорошо играть на инструменте, но по-настоящему проникся той культурой народных основ, что заложена в этой музыке. Мы специально не хотим углубляться ни в религию, ни в политику, мы хотим нести общечеловеческие ценности, стараясь делать так, чтобы люди стали чище и добрее. Может ли музыка это сделать? Не знаю. Но надо быть готовым сделать для этого все, что ты можешь. А на это может уйти целая жизнь, — считает Алексей «Фолк» Павлов.

А впереди у «Сколота» новые дороги, где группа снова погрузится в свой походный микроавтобус, за рулем которого Алексей помчит команду навстречу новым и старым зрителям, и обязательно новым открытиям. Кстати, к своему 20-летнему юбилею в будущем году «Сколот» планирует устроить концерт с Липецким симфоническим оркестром, что тоже необычно, сложно, но возможно. Просто музыка не имеет преград на пути от сердца к сердцу.

Авторы: