Молодежный театр имеет точную дату возникновения, но процессы, которые предшествовали его созданию, начались, если всмотреться в историю, очень давно, предшественники театра — по духу и творческому настрою — появлялись многими десятилетиями раньше.
Молодежных театральных коллективов в областном центре существовало в разные годы немало, и, возможно, едва ли не каждый из них каким-то опосредованным образом повлиял на появление ТМТ. А вот коллективов, схожих с «молодёжкой» по организации работы, творческим ориентирам и т. д. было немного. Прежде всего это ТЮЗ.
Радостное событие и факт большой политической важности
Тамбовский Театр юного зрителя существовал с 1939 по 1941 годы. Его недолгая история нашла отражение, пожалуй, лишь на страницах книги А. Смирнова «Театр и вся жизнь». Дополнительные сведения, а скорее, эмоции и краски дают публикации в прессе.
Начало первого сезона предварялось публикацией в газете «Тамбовская правда» 5 октября, озаглавленной просто «К открытию областного театра юного зрителя». Автор — Лев Яковлев, художественный руководитель и главный режиссер Тамбовского театра юного зрителя, подпись была такая. Он писал:
«Создание театра юного зрителя в Тамбове — не только радостное событие для детей, но и факт большой политической важности, яркое проявление мудрой заботы большевистской партии, советской власти о детях.
Вопрос об идейно-художественном качестве спектаклей приобретает для театра юного зрителя особое значение. Наш театр стремится стать театром большой идейной насыщенности. Ведь кроме эмоционального воздействия спектакли ТЮЗа имеют и огромное познавательное значение. Работа театра будет строиться дифференцированно с учетом интересов младших, средних и старших возрастов. На основе этого и разработан репертуар на сезон 1939 — 1940 гг.
Театр откроется 4 октября в помещении клуба «Авангард» пьесой поэта-орденоносца Мих. Светлова «Сказка»». Далее автор кратко характеризовал репертуар, состоявший из семи постановок, и, если проводить параллели, то такая насыщенность в самом деле роднит ТМТ и ТЮЗ.
ТЮЗ был настоящим полноценным театром. Об этом дает представление его состав. Александр Смирнов подробно перечисляет руководство театра и труппу:
«Художественным руководителем и главным режиссёром его был Лев Петрович Яковлев, директором — Всеволод Андреевич Факов, режиссёрами — Жизневская, Качирин и Сычёв, главным художником — Баженов, заведующим музыкальной частью — Валерий Фёдоров, педагогом — Татьяна Факова. В труппе: Баженова, Бахтиарова, Бебешина, Долинская, Капустина, Кобзарь, Невелъская, Серёгина, Соколова, Соловьёва, Фадеева (перешедшая из театра кукол), Яковлева, Ямчинова, Астров, Балаев, Водо, Войновский, — и делает важное замечание — ТЮЗ отличался слаженным ансамблем уже в первый сезон. Это не было собрание «звёзд»: актёры были разного уровня образования, подготовки, степени одарённости. Антонина Капустина и Виктор Качирин, например, окончили Щепкинское училище при Малом Teaтpe, их педагогами были виднейшие мастера — Хохлов, Мейер, Зубов, Пашенная. А Александра Фадеева официального театрального образования не имела. Но если вспомнить хотя бы феерическую добрую и мудрую сказку «Снежная королева», то Фадеева и Водо играли свои скромные роли на том же уровне самоотдачи и создавали такое же художественное впечатление, как Капyстина в заглавной роли и Качирин в роли Сказочника».
Ансамблевость игры актеров была характерна и для других постановок, в частности, «Великого еретика».
Оправданные надежды
«Сказка» была хорошо принята критикой — в «Тамбовской правде» 18 октября была опубликована рецензия на спектакль, которая начинается с утверждения «театр оправдал надежды зрителей. Спектакль был живым, веселым интересным». Автор выражал уверенность, что «юные зрители Тамбова, бесспорно, полюбят свой театр. Много полезного даст он и взрослым, которых, кстати говоря, на первом спектакле было не меньше, чем детворы и подростков». Автор рецензии знакомит читателей с сюжетом спектакля, в котором переплетаются фантазия («сказка») и реальность, характеризует игру актеров. Так, достаточно высокую оценку получили актрисы Н. Серегина и А. Капустина:
«Артистки Серегина Н.А. (Таня) и Капустина А. С. (Катя) особенно хороши в передаче разговора двух подруг-девушек на таежном ночлеге. Катя - Капустина — лучше всего, пожалуй, тогда, когда говорит о том, как ценна жизнь даже для калеки; это — наиболее удачное место в её роли».
Романтика и хороший вкус
Романтизация жизни, полярность оценок, — эти стороны юношеского восприятия учитывались при постановках, но сгущение красок, эффектные сцены и т. д. оставались в рамках хорошего вкуса, и все воспитывало зрителей. Как пишет А. Смирнов, острейшего негодования удостаивались, например, жестокие работорговцы в спектакле «Черный товар»», а доверчивый дядя Том вызывал глубочайшую симпатию. Еще более четкое разделение персонажей было в «Великом еретике», мелодраматическом и очень вольном изложении судьбы Галилея, по которому вряд ли стоило изучать историю, но можно было учиться отвергать мракобесие во всех формах.
Важной чертой спектаклей тамбовского ТЮЗа была также праздничность. Вот что пишет А. Смирнов:
«Звонкую радость рождал сверкающий красками, музыкой, весельем «Слуга двух господ», где мы, ребята сороковых годов, погружались в стихию итальянской комедии».
Счастливая бедность
События театральной жизни находили отражение в областной с первых месяцев существования театра, но не менее интересна и другая информация, которую можно почерпнуть со страниц. Оказывается, как следует из объявления о спектакле «Сказка» 17 октября, вечерние спектакли начинались в, как написано, в 7ч.30 мин. вечера. Кстати, в «Сказке» было 4 действия, трудно представить, как зрители добирались до дома... На следующий день также играли «Сказку», и сообщается, что «начало утренника в 11час. утра», был в это день и дневной спектакль — он начинался «в 4 час.дня».
Любопытны и объявления иного рода. Незадолго до открытия театра, 6 октября, появилось сообщение:
«Тамбовский областной театр юного зрителя ищет на прокат пианино или рояль, а также покупает старинные платья, фраки сюртуки, визитки, цилиндры, шляпы, котелки, канотье, картузы, дамские старинные головные уборы и др. предметы старины. Обращаться: Тамбов, ул. Августа Бебеля, 39, контора ТЮЗ, с 2 до 4 часов дня».
Вероятно, контора размещалась в жилом доме, во всяком случае, сейчас дом №39 — небольшой частный дом, как и дома поблизости. Последнее уточнение — на случай возможного изменения нумерации, ведь, например, «клуб «Авангард», сейчас не только стал торговым центром, то и сменил номер с 76, какой имел в 1939 году, на 74, но это, конечно, мелочь.
Гораздо интереснее, как жил театр. Представить это помогают воспоминания актрисы Капустиной, которые приводит А. Смирнов.
«Тамбовский ТЮЗ вспоминается мне как дружная семья энтузиастов. Работали в клубном помещении, в тесноте, не было репетиционных, не было помещений для цехов - две гримуборные и в них всё и вся. Город не мог дать театру необходимой материальной базы. Не было даже бумаги. В музее есть афиши того времени, отпечатанные на обоях... В маленьком Тамбовском ТЮЗ в те предвоенные два года, что он просуществовал, был такой коллектив, где не было «премьерства». Работы всем хватало, зависти не было, не было и скуки...Жили тогда актёры на частных квартирах, получали мизерные оклады. Но никто не роптал — ни старики, ни молодёжь. ... как бы мне хотелось вернуться в тот бескорыстный тeaтp!».
Последнее действие
Тамбовский ТЮЗ быстро обрел признание и у юных, и у взрослых зрителей, и его, вероятно, ожидало интересное будущее, но все изменила война.
«В начале мая коллектив отправился на гастроли, война застала нас на гастролях в Ельце, — вспоминает Антонина Капустина. — С большим трудом удалось нас отправить домой на платформах состава, идущего с эвакуированными из Бобруйска. По прибытии в Тамбов всех актёров, кто по возрасту и здоровью был годен, тут же мобилизовали и — на фронт».
ТЮЗ был расформирован. Капустина, Фадеева, Бебешина, Астров, Качирин, Раскопов, Ришар, Ямчинова и Долинская были переведены в труппу областного театра драмы, Качирин, Раскопов и Фадеева вскоре ушли на фронт.