Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

«Не совсем детская тема». Новый главный режиссер театра кукол видит его большой потенциал

Культура
Фото: архив Ивана Карпова

Театр кукол в этом году юбиляр и день рождения празднует целый год. Подарки получает, соответственно, тоже регулярно. В марте их было сразу два: внезапно возродившийся фестиваль «Преданья старины» и появление главного режиссера. Второе событие могло бы показаться неожиданным, но на самом-то деле Иван Карпов, занявший пост главрежа, тамбовским кукольникам знаком довольно давно, да и зрители наверняка помнят его спектакли, «Любопытный Слонёнок» (0+) и «Дядюшка Ау» (0+), тем более что «Дядюшка...» сопровождал все новогодние представления этого года. Иван Карпов — актер и режиссер театра кукол, руководитель липецкого театра-лаборатории «Театр под Деревом», поэт; поставил более полутора десятков спектаклей в Липецке, Костроме и многих других городах, даже в Петропавловске-Камчатском. Не раз ему предлагали остаться в том или ином театре и работать «на постоянной основе»», но Иван Владимирович предложений не принимал. А вот на театр кукол в Тамбове согласился.

Фото: архив Ивана Карпова

И для детей, и для взрослых

«Я много путешествую, ставлю спектакли в разных театрах и не раз получал предложения стать главным режиссером, но, понимая, какой это ответственный шаг, отказывался. Получив предложение от тамбовского театра, долго думал... Большое влияние на решение оказало достаточно долгое знакомство с труппой за время двух постановок. Мне понравилось, как мы работали, по-моему, сотворчество удалось. Я вижу возможности труппы, они достаточно широки, так что, вероятно, будут не только отдельные интересные постановки, но через несколько лет сам театр будет интересным явлением. На решение повлияла и  большая симпатия к команде руководящего состава, я вижу в этом союзе большой потенциал». 

В перспективе, а вернее, уже в самых близких планах — работа не только с детьми, но и со взрослым зрителем. Театр кукол вообще-то «не совсем детская тема», напоминает Иван Карпов, а те, кто с таким утверждением не согласен, пусть приходят на мастер-класс по созданию марионетки, который, вероятно, состоится в театре еще до закрытия сезона.

«Мастер-класс будет включать не только изготовление куклы и опыт кукловождения, но и разговор о театре кукол, о его особом мировосприятии, особом мышлении, ведь он, можно сказать, развернутая метафора», — режиссер полагает, что со стереотипами восприятия театра кукол как развлечения для детей дошкольного возраста надо бороться.

Он уверен, что это театр и для детей, и для взрослых. Правда, быстро привлечь взрослого зрителя невозможно, но новый главреж надеется — взрослые заинтересуются, а через несколько лет, возможно, сформируется даже театральная лаборатория для взрослого зрителя.

Фото: архив Ивана Карпова

Синтез и метафора

Марионетка — одна из кукол, наиболее любимых новым режиссером, но современный театр кукол отличается разнообразием форм.

«Современный актер театра кукол — синтетический, он работает и с куклой, и в живом плане. Выбор формы спектакля в каждом случае зависит от идеи и драматургического материала... Все должно быть оправдано: если  драматический актер может сделать что-то лучше куклы, то это должен делать он, и точно так же, если с какой-то задачей справляется только кукла, то нужна она»,  — говорит Иван Карпов.

Стало общим местом утверждать, что кукла в театре может практически все — хоть летать, но важно, что это не может быть простой демонстрацией способностей. По мнению Ивана Карпова, каждое изменение физического состояния куклы — метафора эмоционального изменения.

«В спектакле «Моцарт и Сальери» Сальери вспоминает юность и творчество, и он словно становится легче, поднимается, поднимается, взлетает. Но не удерживаемся в высоте, тяжелеет и падает», — иллюстрирует мысль Иван Владимирович.
Фото: архив Ивана Карпова

Сама кукла всегда образ и метафора, ей не обязательно быть «человечком», куклой может быть дырявый башмак, стул. В спектакле Ивана Карпова «Соловей и Роза» есть герой господин Газета, изменчивая многоликость которого вполне соответствует «второй древнейшей». В этом же спектакле Соловей и Роза в воображении Писателя становятся юношей и девушкой, резная крышка письменного стола превращается в сад, а лампа становится луной, да и Писатель не просто сочинитель, а настоящий творец, создающий собственный «спектакль», свой мир — и это лучшее выражение мысли самого режиссера, что спектакль театра кукол всегда создает свою вселенную, всегда метафора мироздания.

Фото: архив Ивана Карпова

Поэтический метод

Принято считать, что мироздание каким-то образом стремится воздействовать на поступки и действия людей. Зачем? А вдруг ему и в самом деле нужно, чтобы люди иногда задумывались о нем и о явлениях сложнее повседневных мелочей. Вот и выстраивает сложные цепочки событий.  Иван Карпов после школы поступал в театральный институт, собираясь стать драматическим актером, дошел до третьего тура, но стало понято: пора подумать, что еще интересно в жизни. Этим оказалась филология, и он поступил на филфак. Планировал продолжать учиться в аспирантуре, развивать тему дипломной работы, но... встретил знакомого, с которым не виделся лет десять, и тот сказал, что в театр кукол ищут актера — «Сходи!».

«Никогда не думал о себе как об актере-кукольнике, но зашел за ширму и влюбился», — рассказывает Иван Карпов.

Так он стал актером Липецкого театра кукол, поступил в колледж на специальность актера театра кукол, а затем получил высшее режиссерское образование.

Фото: архив Ивана Карпова

Одной из первых его постановок стал моноспектакль «Сны Танаиса» по стихам поэтов «заозерной школы», которая очень близка Ивану Карпову как поэту. Танаис — древнегреческая колония в низовьях Дона, раскопки которой велись с шестидесятых годов, в восьмидесятые там был создан музей-заповедник. Директор заповедника поддерживал стремление местных поэтов устраивать поэтические встречи в Танаисе, несколько человек жили там постоянно. Творчество поэтов «заозерной школы» дышало идеями античности, их интересовали «вечные вопросы» творчества, свободы. В основе спектакля — судьба последнего «заозерщика», собирательный образ вобрал в себя черты многих поэтов. Чтение стихов здесь становится полноценным спектаклем, и предметы обретают символическое значение, оживая в руках актера.  Спектакль оказался очень успешным, он был показан во многих театрах, его тепло приняли в Ростове - на - Дону.

«Мы встречались Игорем Бондаревским, сейчас это единственный заозерщик, получилось  очень дружеское общение», — говорит Иван Карпов.

Филолог продолжает проявлять себя: Иван Карпов написал несколько инсценировок, в том числе и инсценировку сказки Киплинга, по которой поставлен «Любопытный Слоненок», поставленный в нашем театре.

Фото: архив Ивана Карпова

Его отношение к театру тоже до известней степени «филологическое»: называя театр кукол поэтическим, Иван Карпов таким образом определяет, естественно, не материал, с которым работает, не изобретает метафору, а просто дает определение. Театр — поэтический, потому что таков характерный для него способ познания мира, и у этого способа есть свои методы, свои инструменты — символы, знаки, есть «игры, в которые играют куклы», заигрывание с бродячими сюжетами и архетипами...

Фото: архив Ивана Карпова
«Мне интересен взрослый зритель, который оперирует такой символикой, но в то же время смысл, заложенный в постановку, должны верно считать все», — говорит Иван Карпов.

Но идеальный зритель для него не «ученый», а нескучный, читающий, увлекающийся, всегда внутренне готовый к приключениям. Маленький зритель — под стать взрослому: это шкодливый и доверчивый любитель сказок и приключений.

— Ну а каков идеальный актер?
— Тот, кто получает колоссальное удовольствие от профессии!

Вероятно, таких зрителей и актеров, ну хотя бы отчасти, Иван Карпов нашел в Тамбове. Верны ли оказались впечатления, покажет время, и, может, он и в самом деле не ошибся, ведь поэтам свойственно видеть суть.

Авторы: