Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Музыкальный звук сердца: тамбовский инди-поп Василисы Пашковской

Культура
Фото: архив Василисы Пашковской Василиса Пашковская

Хрупкая девушка с акустической гитарой в свете прожекторов на краю огромной сцены. Вообще-то сцена не очень большая, но кажется бескрайним пространством вокруг исполнительницы, к которой приковано внимание зала. И вроде ничего особенного в этих песнях нет. Но есть в них бардовская искренность, роковая философия и цепляющая доступность хорошей поп-музыки. И весь этот непростой симбиоз органично соединяется в музыке Василисы Пашковской. Той самой девушки, которая поет…

Свой стиль Василиса Пашковская сама определяет как инди-поп. Хотя все это, конечно, относительно, и просто хорошие песни трудно заключить в жесткие рамки какого-то стиля. Точнее, говорить здесь следует о некоем образе, который она создает в своем авторском творчестве, и которое магически притягивает к себе слушателей. Причем, притягивало практически сразу, как только исполнительница выложила на страничку в интернете свои первые песни, записанные, что называется «на коленке», под простую акустическую гитару.

По крайней мере, они привлекли внимание пользователей социальных сетей и набрали более 20 тысяч прослушиваний. А в комментариях о Пашковской заговорили как о явлении. Но от чего у певицы был врожденный иммунитет, так это — от звездной болезни.  Растущая тогда популярность не вскружила голову, а наоборот – обострила ответственность за свое творчество, к которому она с годами относится все более серьезно. Даже если это всего лишь «простые песни о любви», о которых в свое время создал свой шедевр великий Пол Маккартни.

Актуальный состав — Дмитрий Артишевский, Василиса Масалова (Пашковская), Денис Никифоров
Фото: архив Василисы Пашковской
— Я никогда не создавала себе определенных кумиров среди звезд, хотя я знаю и слушала великих музыкантов, таких как Эрик Клэптон, Найл Роджерс, Мэрайя Кэри и других. Меня вдохновляют, наверное, больше человеческие качества. Поэтому кумиром была моя бабушка – Марианна Юрьевна Звонарева. Она являлась режиссером народного театра во Дворце культуры Котовска. И отдавала этому делу всю свою жизнь, без преувеличения. Репетиции коллектива продолжались допоздна, она сама шила костюмы, порой, задерживаясь на работе за полночь, когда шла подготовка к спектаклю. А я была рядом и практически тоже жила в этом театре. И видела настоящую благодарность зрителей, которые приходили на спектакль даже когда зимой в здании был холод в связи с проблемами системы отопления. Зрители сидели в одежде, зал был битком. А в конце представления они всегда стоя аплодировали артистам. Мне кажется, что в провинции зрители более благодарны к труду артиста и музыканта, чем в столице. Попав однажды в Москве на популярный мюзикл, я очень удивилась тому, что зрители лишь поаплодировали в конце, но никто не встал. По-моему, к искусству нельзя относиться потребительски,

—  считает Василиса Пашковская.  

Фото: архив Василисы Пашковской

Теперь это имя уже стало известным тамбовским брендом. Исполнительница на протяжении пяти лет становилась победителем регионального конкурса «Студенческая весна», стала призером Всероссийской «Студенческой весны», победителем кастинг-платформы «Таврида-Арт», финалистом Всероссийских конкурсов «Студент года», «Краса студенчества России», была музыкальным гостем шоу «Ночной контакт со Стасом Ярушиным (звездой сериала «Универ»), участвует в различных фестивалях и по-прежнему ищет себя в своем творчестве.

— Василиса, а этот поиск себя, вообще, когда начался?

— Да еще в детстве. Когда я пришла в детскую филармонию при «Тамбовконцерте» и занималась по классу фортепиано и вокала в колледже искусств. Туда меня отвели мои музыкальные папа с мамой. Но учить классику на фортепиано мне не нравилось, я плакала, когда разбирала произведения Баха. Зато я любила петь, импровизировать на инструменте и что-то придумывать. Мой преподаватель по сольфеджио видела во мне потенциал и оставляла после уроков, сажала за пианино и говорила: «Василиса, покажи мне на фортепиано море… А теперь лес». И я играла. Вокалу я училась у Аллы Круговой, заслуженной артистки России. Она мне поставила голос, и я ей очень за это благодарна.

со звукорежиссером Денисом Никифоровым
Фото: архив Василисы Пашковской

— А на гитаре кто научил играть?

— А на гитаре сама научилась. Может, потому этим инструментом до сих пор в совершенстве не овладела. А музыка требует работы, на которую надо положить всю жизнь.

— Да, но ведь ты поступила на факультет журналистики ТГУ, а это все же не музыкальная специальность…

— Но творческая! Вообще, я хотела поступать на социально-культурное направление, но там не было бюджетных мест. Поэтому решила идти на журфак, который в этом году и заканчиваю. Но песни писать никогда не переставала, а пошло все от стихов, которые требовали своей музыки, и сейчас эта музыка приходит вместе со словами. Так я выражаю себя, ну а насколько удачно, пусть решает зритель.

Фото: архив Василисы Пашковской

— Но одно дело – писать для себя, а другое дело – выносить это на профессиональную сцену, для чего одной гитары мало и нужна как минимум своя группа. Как это все пришло?

— Все вышло из дружеского общения. После окончания школы появился свой круг близких по духу друзей. Мы вместе проводили время, расширялся круг знакомых, среди которых были, конечно, музыканты. Так все и сложилось. А толчком к образованию группы можно считать приглашение на фестиваль «Чернозем», выступить на малой сцене. Выступить тогда не удалось из-за пандемии и отмены фестиваля. Но группа сложилась. Потом фестиваль переехал в Воронеж, и воронежские организаторы тоже нас приглашали и вообще обещали организовать там «тамбовскую сцену». Но, к сожалению, дальше обещаний дело не пошло.

Барабанщик Роман Рогов, Василиса Масалова (Пашковская), Дмитрий Артишевский

— Тем не менее, вас уже знают в разных городах России, где вы выступали, и успех очевиден, но к чему сейчас хотелось бы стремиться?

— Моя мечта – довольно прагматична. Я хочу регулярной концертной деятельности, чтобы выступления стали ритмом жизни, который можно планировать надолго вперед. Сейчас с этим проблемы. Выступления получаются редко и урывками. Например, прошлое лето 2023 года выдалось удачным на разные выступления, но потом образовался довольно длительный перерыв. А это – не есть хорошо. Песни надо записывать с качественным звуком, а это требует немалых финансовых средств, да и на поездки нужны деньги. В нынешней ситуации получается так, что мы больше тратим, чем зарабатываем. И потому я сейчас не только заканчиваю журфак, но и работаю по этой специальности. Хотя совмещать работу и музыку довольно сложно, и это все же неправильно. Когда-то придется выбирать. По крайней мере, я сейчас хочу использовать все шансы, чтобы потом не жалеть о том, что могла, но не сделала. А еще я сейчас сосредоточена на поиске своего саунд-дизайна, то есть группа должна иметь свой фирменный звук, который есть у всех известных музыкантов на западе. Мы ничуть не хуже, а свой звук – это индивидуальность, которая должна быть узнаваема, и к этому необходимо стремиться.

Фото: архив Василисы Пашковской

— Но не секрет, что многие отечественные поп-звезды об этом не задумываются и чувствуют себя преуспевающими. Может, ты все усложняешь?

— Моя мечта – довольно прагматична. Я хочу регулярной концертной деятельности, чтобы выступления стали ритмом жизни, который можно планировать надолго вперед. Сейчас с этим проблемы. Выступления получаются редко и урывками. Например, прошлое лето 2023 года выдалось удачным на разные выступления, но потом образовался довольно длительный перерыв. А это – не есть хорошо. Песни надо записывать с качественным звуком, а это требует немалых финансовых средств, да и на поездки нужны деньги. В нынешней ситуации получается так, что мы больше тратим, чем зарабатываем. И потому я сейчас не только заканчиваю журфак, но и работаю по этой специальности. Хотя совмещать работу и музыку довольно сложно, и это все же неправильно. Когда-то придется выбирать. По крайней мере, я сейчас хочу использовать все шансы, чтобы потом не жалеть о том, что могла, но не сделала. А еще я сейчас сосредоточена на поиске своего саунд-дизайна, то есть группа должна иметь свой фирменный звук, который есть у всех известных музыкантов на западе. Мы ничуть не хуже, а свой звук – это индивидуальность, которая должна быть узнаваема, и к этому необходимо стремиться.

Фото: архив Василисы Пашковской

— Василиса, а много ли у тебя песен, которые зрители еще не слышали, которые еще не записаны?

— Да большая часть, пожалуй. Как минимум, четыре десятка песен лежат, что называется, в запасе. Действительно, «бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил…». Например, этой зимой у меня так было, я написала всего одну песню «Прости», там есть строчка «Сердце мое не поет». Но времена меняются и настроение тоже. Например, у сентябрьского альбома «До следующего августа» было совсем другое настроение. Надеюсь, и сейчас будут новые эмоции. Мое лицо – это мои новые песни. Дипломы с победами на конкурсах зрителям не предъявишь, ему надо предъявить себя и свою музыку.

Авторы: