Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Музыкальная планета Павла Жданова как синтез противоречий, исканий и переживаний

Культура
Фото: архив Павла Жданова

Честно говоря, подобного явления я в Тамбове, да наверное, и во всей России, еще не встречал. Потому что Павел Жданов и его музыка – это калейдоскоп стилей, направлений и проектов. Причем, самых разных, от бескомпромиссного пост-панка до электронной психоделии. И в каждом из направлений, порой, казалось бы, взаимоисключающих друг друга, его музыка по-своему интересна. И наверное такая она потому, что Павел – сам очень интересный человек с ярко выраженной индивидуальностью, которой проникнута его музыка, и в которой отражено все «блюдце полное секретов». А некоторыми из этих секретов Павел откровенно поделился с журналистом «ТЖ» в рамках нашего музыкального спецпроекта.

— Павел, как пришло увлечение музыкой и что повлияло? Есть ли музыкальные традиции в семье? Как родители отнеслись к вашему увлечению? 

 — Какого-то конкретного триггера и поворотного события не было, яркого впечатления, связанного с музыкой, не помню. Музыку транслировали телевидение и радио.

Музыкальных традиций в семье нет. Деятельность отца в ту пору можно назвать журналистской, поэтому он поддерживал моё увлечение словом, устное и письменное сочинительство. Что касается музыки, папа привозил из Питера кассеты «Любэ» и «Парка Горького», но аудиофилом я бы его не назвал. Мама бывала на концертах Кузьмина и Шклярского, тоже в Питере (в разное время, но оба успели там поучиться), и тоже, в целом, к музыке без фанатизма.

Мы жили на Астраханке, и там вообще всё было без фанатизма – это достаточно тихий и уютный район с тополями и одноэтажной застройкой.

В магазине на Пионерской я купил свою первую аудиокассету – это была «Репродукция» группы Hi-Fi. После в основном ошивался у ларька на Динамо – две трети года мужик в кожаной кепке переминался с ноги на ногу и пил из термоса чаёк, чтобы согреться, а я часами стоял напротив, изучая кассетный ассортимент. Двадцать рублей для подростка были серьёзной суммой, которую разумно тратить только после оценки рисков. Была и беспроигрышная лотерея – покупаешь любой альбом группы «Ария» и всё, прощай, Норфолк. Благо к 2002 году, когда я увлёкся их творчеством, гармонично сочетающем в себе тяжесть, мелодизм и первоклассную поэзию, каталог группы исчислялся уже добрым десятком крепких бескомпромиссных полноформатных работ. Когда я шёл покупать «Арию», под моими ногами горел асфальт.

В музыкальной школе я не учился, музыкальных инструментов дома не было. Что, впрочем, не помешало нам с Коляном Матвеевым, моим школьным другом, сколотить банду и записать штук пять или шесть альбомов. Это был очень смелый материал. 

Сегодня и всегда родители относятся к моему, как вы выразились, Виталий, увлечению музыкой достаточно сдержанно.

Фото: архив Павла Жданова

— Кто вы по профессии сейчас и как удаётся совмещать работу и увлечение музыкой?

— В 2012 году я закончил факультет фундаментальной физико-химической инженерии МГУ и получил диплом химика. Работаю по специальности. Совмещаю, как мне кажется, довольно эффективно.

— Сколько лет вы занимаетесь музыкой и какие ваши самые важные музыкальные достижения?

— Можно вести отсчёт от 2001-го, но настоящей вехой в своём музыкантском становлении я считаю 2014 год. Тогда я написал песни, которые мне не стыдно исполнять на концертах десять лет спустя.

Очень часто, отвечая на вопрос о своих достижениях, артисты говорят о росте над собой, постоянном перепридумывании себя заново, о том, что важен путь, а не места в хит-парадах и количество «Золотых граммофонов». Но я буду искренен и не буду кокетничать: грамоты, похвальные листы, признание широкой публикой, респекты от кумиров детства, а также сопутствующие этому атрибуты красивой жизни – моя цель. А внимание газеты «Тамбовская жизнь» – главное на данный момент достижение и большой шаг на пути к этой цели. Надеюсь, интервью попадёт в бумажную версию – попрошу сестру выкупить весь тираж.

Фото: архив Павла Жданова

— И это будет круто! Однако, Павел, вы участник множества проектов, не подражание ли это по принципу работы Тому Йорку? И какой из ваших проектов всё же главный, какой из них Radiohead, если можно так выразиться?

— Спасибо за острый вопрос, Виталий! Ожидал сравнения с вашим тёзкой Дубининым – помните их с Холстининым «Аварию»? А как вам новенький «Бал-Маскарад»? 

Подражание, злоупотребление заимствованиями, бесконечное цитирование – бич эпохи постмодерна, которая предсказуемо и заслуженно встречает свой закат. Я не ношу маску, не подстраиваюсь и не ищу лёгких путей. Я не мимикрирую, мне чуждо хамелеонство. 

С репертуаром группы Radiohead знаком, но между мной и Томом Йорком мало общего. Всё-таки он англичанин, а я русский. В какой-то момент Том выработал почерк, который обусловливает звучание всех его проектов. Я, в свою очередь, нахожусь в деятельном поиске авторского почерка, и пока всё время холодно.

На сегодняшний день ни один из проектов, к которым я имею отношение, не могу назвать главным. Ко всем отношусь с трепетом и любовью. «Ада» – это моя торговая марка. «Принц Черноземья» – жизнетворчество. Даже в текстах для «Супергруппы», которая очень жанровая и про fun (веселье), посредством уверенного владения русским языком и монтажа образов, я передаю слушателю уникальное сообщение. При этом всё, что уже удалось реализовать, даёт довольно скудное представления о широте, а также глубине моего художественного восприятия. Я как параноидальный андроид с железными лёгкими, преследуемый полицией кармы в лесу пластиковых деревьев. Сами понимаете, такая погоня не обходится без сюрпризов. Я могу ошибаться. Могу получить пять, складывая два и два. Но когда волк ждёт меня у двери, я понимаю, что каждый из нас на своём месте.

Фото: архив Павла Жданова

— Как вы видите своё будущее в музыке – как профессиональный исполнитель или это просто будет увлечение для души?

— Я профессиональный сочинитель. Это большая удача, когда сочинительство греет карман. Но счастливым я себя ощущаю, когда создаю музыку, а не когда получаю квартальный отчёт от дистрибьютора. Хотел бы я собрать «Знамя труда» или (даже страшно представить) «Кристалл» или «Спартак»? Да. Готов ли я поступиться ради этого своими принципами? У меня их практически нет. 

— Чего, на ваш взгляд, не хватает в Тамбове для развития современной музыки?

— Вопрос риторический и дискуссионный, но, если в двух словах – увлечённых людей (и бабок). 

Фото: архив Павла Жданова

— Как, по-вашему – поэт в России больше, чем поэт? И музыкант больше, чем просто музыкант? Надеетесь ли вы своей музыкой изменить мир?

— Не могу назвать социальную тематику главной тематикой своей лирики, но на правах гражданина и поэта иногда позволяю себе высказаться по поводу той или иной общественной проблемы. В песне – никогда в публицистической форме, только с художественной начинкой и осцилляцией между комическим и космическим.

Мир вокруг нас – очень изменчивый сам по себе. А вот кто сможет его раскачать – действительно хороший вопрос. Вариантов немного: или волки, или мы. Поэтому, когда чувствуешь боль в спине, когда ещё чуть и начнёшь прогибаться, вспомни слова из Писания. Там говорится: не стóит. 

Музыкант и поэт хрипел нам про свет в оконце. И куда мы за ним пришли? 

— Павел, есть ли у вас своя публика? Какая она?

— Своя публика у меня есть. Как правило, она странная. Я и сам иногда стараюсь соответствовать представлениям о норме и социальной приемлемости из последних сил.

— Какова ваша главная мечта и что нужно, чтобы она осуществилась?

— Главная мечта, конечно, о вечной и счастливой жизни. Для её осуществления нужно заниматься наукой, не только музыкой. 

А из более приземлённого, потенциально осуществимого в ближайшее время и любопытного читателям «Тамбовской жизни» – проведение четвёртого «Рока над Студенцом», который (если мы не организуем отдельное тематическое мероприятие) будет приурочен к десятилетию странички «емьюзиктамбов» в социальной сети «ВКонтакте». Надеюсь, на этот раз в лайн-апе найдётся место мелодичному металу уровня «Кипелова» и «Арии». Стихотворением «Подождите, но где же Кипелов?» я хотел бы поблагодарить вас за вопросы, а читателя за терпение.

Я живу как будто бы Холстинин.
Ты живёшь как будто бы Дубинин.
Я пою как будто бы Холстинин.
Ты играешь соло как Дубинин.
С челюстью навыкат я Холстинин.
С вихрами кудрявыми Дубинин.
Или же наоборот Холстинин
Кучеряв, отнюдь, а не Дубинин.
Или же Холстинин есть Дубинин.
Или же Дубинин есть Холстинин.
Или же Холстинин есть Антихрист…
ИЛИ ЖЕ ХОЛСТИНИН ЕСТЬ АНТИХРИСТ???

Господи, помилуй.
Звон колоколов.
Вот бы как Манякин или Удалов.

 

Фото: архив Павла Жданова
Авторы: