Честно говоря, подобного явления я в Тамбове, да наверное, и во всей России, еще не встречал. Потому что Павел Жданов и его музыка – это калейдоскоп стилей, направлений и проектов. Причем, самых разных, от бескомпромиссного пост-панка до электронной психоделии. И в каждом из направлений, порой, казалось бы, взаимоисключающих друг друга, его музыка по-своему интересна. И наверное такая она потому, что Павел – сам очень интересный человек с ярко выраженной индивидуальностью, которой проникнута его музыка, и в которой отражено все «блюдце полное секретов». А некоторыми из этих секретов Павел откровенно поделился с журналистом «ТЖ» в рамках нашего музыкального спецпроекта.
— Павел, как пришло увлечение музыкой и что повлияло? Есть ли музыкальные традиции в семье? Как родители отнеслись к вашему увлечению?
— Какого-то конкретного триггера и поворотного события не было, яркого впечатления, связанного с музыкой, не помню. Музыку транслировали телевидение и радио.
Музыкальных традиций в семье нет. Деятельность отца в ту пору можно назвать журналистской, поэтому он поддерживал моё увлечение словом, устное и письменное сочинительство. Что касается музыки, папа привозил из Питера кассеты «Любэ» и «Парка Горького», но аудиофилом я бы его не назвал. Мама бывала на концертах Кузьмина и Шклярского, тоже в Питере (в разное время, но оба успели там поучиться), и тоже, в целом, к музыке без фанатизма.
Мы жили на Астраханке, и там вообще всё было без фанатизма – это достаточно тихий и уютный район с тополями и одноэтажной застройкой.
В магазине на Пионерской я купил свою первую аудиокассету – это была «Репродукция» группы Hi-Fi. После в основном ошивался у ларька на Динамо – две трети года мужик в кожаной кепке переминался с ноги на ногу и пил из термоса чаёк, чтобы согреться, а я часами стоял напротив, изучая кассетный ассортимент. Двадцать рублей для подростка были серьёзной суммой, которую разумно тратить только после оценки рисков. Была и беспроигрышная лотерея – покупаешь любой альбом группы «Ария» и всё, прощай, Норфолк. Благо к 2002 году, когда я увлёкся их творчеством, гармонично сочетающем в себе тяжесть, мелодизм и первоклассную поэзию, каталог группы исчислялся уже добрым десятком крепких бескомпромиссных полноформатных работ. Когда я шёл покупать «Арию», под моими ногами горел асфальт.
В музыкальной школе я не учился, музыкальных инструментов дома не было. Что, впрочем, не помешало нам с Коляном Матвеевым, моим школьным другом, сколотить банду и записать штук пять или шесть альбомов. Это был очень смелый материал.
Сегодня и всегда родители относятся к моему, как вы выразились, Виталий, увлечению музыкой достаточно сдержанно.
— Кто вы по профессии сейчас и как удаётся совмещать работу и увлечение музыкой?
— В 2012 году я закончил факультет фундаментальной физико-химической инженерии МГУ и получил диплом химика. Работаю по специальности. Совмещаю, как мне кажется, довольно эффективно.
— Сколько лет вы занимаетесь музыкой и какие ваши самые важные музыкальные достижения?
— Можно вести отсчёт от 2001-го, но настоящей вехой в своём музыкантском становлении я считаю 2014 год. Тогда я написал песни, которые мне не стыдно исполнять на концертах десять лет спустя.
Очень часто, отвечая на вопрос о своих достижениях, артисты говорят о росте над собой, постоянном перепридумывании себя заново, о том, что важен путь, а не места в хит-парадах и количество «Золотых граммофонов». Но я буду искренен и не буду кокетничать: грамоты, похвальные листы, признание широкой публикой, респекты от кумиров детства, а также сопутствующие этому атрибуты красивой жизни – моя цель. А внимание газеты «Тамбовская жизнь» – главное на данный момент достижение и большой шаг на пути к этой цели. Надеюсь, интервью попадёт в бумажную версию – попрошу сестру выкупить весь тираж.
— И это будет круто! Однако, Павел, вы участник множества проектов, не подражание ли это по принципу работы Тому Йорку? И какой из ваших проектов всё же главный, какой из них Radiohead, если можно так выразиться?
— Спасибо за острый вопрос, Виталий! Ожидал сравнения с вашим тёзкой Дубининым – помните их с Холстининым «Аварию»? А как вам новенький «Бал-Маскарад»?
Подражание, злоупотребление заимствованиями, бесконечное цитирование – бич эпохи постмодерна, которая предсказуемо и заслуженно встречает свой закат. Я не ношу маску, не подстраиваюсь и не ищу лёгких путей. Я не мимикрирую, мне чуждо хамелеонство.
С репертуаром группы Radiohead знаком, но между мной и Томом Йорком мало общего. Всё-таки он англичанин, а я русский. В какой-то момент Том выработал почерк, который обусловливает звучание всех его проектов. Я, в свою очередь, нахожусь в деятельном поиске авторского почерка, и пока всё время холодно.
На сегодняшний день ни один из проектов, к которым я имею отношение, не могу назвать главным. Ко всем отношусь с трепетом и любовью. «Ада» – это моя торговая марка. «Принц Черноземья» – жизнетворчество. Даже в текстах для «Супергруппы», которая очень жанровая и про fun (веселье), посредством уверенного владения русским языком и монтажа образов, я передаю слушателю уникальное сообщение. При этом всё, что уже удалось реализовать, даёт довольно скудное представления о широте, а также глубине моего художественного восприятия. Я как параноидальный андроид с железными лёгкими, преследуемый полицией кармы в лесу пластиковых деревьев. Сами понимаете, такая погоня не обходится без сюрпризов. Я могу ошибаться. Могу получить пять, складывая два и два. Но когда волк ждёт меня у двери, я понимаю, что каждый из нас на своём месте.
— Как вы видите своё будущее в музыке – как профессиональный исполнитель или это просто будет увлечение для души?
— Я профессиональный сочинитель. Это большая удача, когда сочинительство греет карман. Но счастливым я себя ощущаю, когда создаю музыку, а не когда получаю квартальный отчёт от дистрибьютора. Хотел бы я собрать «Знамя труда» или (даже страшно представить) «Кристалл» или «Спартак»? Да. Готов ли я поступиться ради этого своими принципами? У меня их практически нет.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает в Тамбове для развития современной музыки?
— Вопрос риторический и дискуссионный, но, если в двух словах – увлечённых людей (и бабок).
— Как, по-вашему – поэт в России больше, чем поэт? И музыкант больше, чем просто музыкант? Надеетесь ли вы своей музыкой изменить мир?
— Не могу назвать социальную тематику главной тематикой своей лирики, но на правах гражданина и поэта иногда позволяю себе высказаться по поводу той или иной общественной проблемы. В песне – никогда в публицистической форме, только с художественной начинкой и осцилляцией между комическим и космическим.
Мир вокруг нас – очень изменчивый сам по себе. А вот кто сможет его раскачать – действительно хороший вопрос. Вариантов немного: или волки, или мы. Поэтому, когда чувствуешь боль в спине, когда ещё чуть и начнёшь прогибаться, вспомни слова из Писания. Там говорится: не стóит.
Музыкант и поэт хрипел нам про свет в оконце. И куда мы за ним пришли?
— Павел, есть ли у вас своя публика? Какая она?
— Своя публика у меня есть. Как правило, она странная. Я и сам иногда стараюсь соответствовать представлениям о норме и социальной приемлемости из последних сил.
— Какова ваша главная мечта и что нужно, чтобы она осуществилась?
— Главная мечта, конечно, о вечной и счастливой жизни. Для её осуществления нужно заниматься наукой, не только музыкой.
А из более приземлённого, потенциально осуществимого в ближайшее время и любопытного читателям «Тамбовской жизни» – проведение четвёртого «Рока над Студенцом», который (если мы не организуем отдельное тематическое мероприятие) будет приурочен к десятилетию странички «емьюзиктамбов» в социальной сети «ВКонтакте». Надеюсь, на этот раз в лайн-апе найдётся место мелодичному металу уровня «Кипелова» и «Арии». Стихотворением «Подождите, но где же Кипелов?» я хотел бы поблагодарить вас за вопросы, а читателя за терпение.
Я живу как будто бы Холстинин.
Ты живёшь как будто бы Дубинин.
Я пою как будто бы Холстинин.
Ты играешь соло как Дубинин.
С челюстью навыкат я Холстинин.
С вихрами кудрявыми Дубинин.
Или же наоборот Холстинин
Кучеряв, отнюдь, а не Дубинин.
Или же Холстинин есть Дубинин.
Или же Дубинин есть Холстинин.
Или же Холстинин есть Антихрист…
ИЛИ ЖЕ ХОЛСТИНИН ЕСТЬ АНТИХРИСТ???
Господи, помилуй.
Звон колоколов.
Вот бы как Манякин или Удалов.