Еще будучи семиклассником Алексей Доценко решил, что в жизни станет профессионально заниматься музыкой: это направление нравилось ему значительно больше остальных, да и успехи подстегивали к покорению новых высот. Однако в педагогике он долгое время себя не видел. С профессией молодой человек окончательно определился, лишь обучаясь на отделении народных инструментов колледжа имени В. К. Мержанова ТГМПИ имени С. В. Рахманинова. И вот уже седьмой год работает преподавателем по классу гитары в Моршанской детской школе искусств, там, где, по сути, когда‑то начался, его путь в музыку.
Любимая с детства
— Сколько себя помню, мне всегда нравилась гитара, — рассказывает Алексей. — Когда по телевизору шли какие‑то концерты или конкурсы, я все ждал «выхода» этого инструмента. Он сам по себе был красив, певуч, многогранен. В восемь лет помимо общеобразовательной школы я стал посещать и музыкальную. Туда привела меня мама. Вопрос, на чем учиться играть не стоял. Я, конечно же, выбрал гитару.
Начиная с 2017 года, всю многогранность этого замечательного инструмента Алексей Евгеньевич демонстрирует своим ученикам. Сейчас их у него десять. Еще пять — постигают под его руководством домру, что он освоил в колледже, играя в оркестре. На самом деле Доценко, как и все народники, мультиинструменталист. Помимо гитары и домры в его копилке инструментов саксофон, с которым он познакомился в городском оркестре духовых инструментов, и еще парочка их вариаций.
Но как бы то ни было, гитара всегда была на первом месте.
— Что‑то меня в ней зацепило сразу, а что — даже и сейчас не определю. Наверное, это был интуитивный выбор, — говорит педагог. — Первые два года в музыкальной школе у меня, признаться, не все получалось, но бросить, тем не менее, желания не возникало.
Педагогическое кредо
Чтобы подобных мыслей не было и у его учеников, Алексей Евгеньевич буквально с первых дней объясняет на занятиях: поначалу будет трудно, но со всем можно справиться, если есть желание учиться. Гитара — инструмент непростой, и, чтобы она запела в руках мальчишек и девчонок, должно пройти немало времени. Свои поистине необъятные возможности и потенциал гитара откроет только тому, кто кропотливо занимается, причем не только по программе, но и вне ее, например, подбирая на слух или используя интернет, любимые музыкальные композиции.
— И каждый раз, музицируя, дети будут укреплять пальцы, лучше понимать, где какая нота находится, сроднятся с понятиями гармония и тональность, да и в целом, нотный мир откроется для них с новой стороны,
— отмечает Доценко.
К сожалению, по словам Алексея, современные дети, учитывая изменившиеся ценности, не столь трепетно относятся к музыке, как, к примеру, предыдущие поколения, поэтому он всячески поддерживает тех учеников, кто стремится знать «чуть больше программы» и делится своими успехами или проблемами на этапе освоения композиции, найденной на просторах Интернета. Молодой педагог тактично исправляет ошибки, подбадривает и старается поддерживать интерес к инструменту, сформировавшийся у ребенка.
— Мы раньше слушали мелодичную музыку, нынешние подростки предпочитают более речетативную, электронную,
— подчеркивает педагог.
Но даже при таком выборе гитара может быть популярна. И задача педагогов показать, что она — вне времени, вне эпохи. Алексею, несмотря на относительно небольшой педагогический стаж, это по всей видимости удается. А еще удается быть «своим» среди молодежи, для которой обычно все, кто старше тридцати — «динозавры». Педагог со вниманием относится к современным музыкальным направлениям, хотя не скрывает, что предпочитает рок и не изменяет этому увлечению с подросткового возраста, может поддержать любой разговор «про жизнь» и дать дельный совет. Алексею важно, чтобы ученики ему доверяли. Выстраивая такие отношения, он придерживается педагогических и психологических канонов, что благотворным образом отражается на учебном процессе и способствует максимально полному освоению не только техники игры, но каждого музыкального произведения в отдельности.
Инструмент с характером
Работая в музыкальной школе седьмой год, Алексей сформировал и сформулировал свои правила успешной педагогической деятельности. Одно из них — игра без ошибок, точность воспроизведения нотного материала. При этом не столь значимо, где именно ребенок освоит пьесу «от» и «до» — на уроке или дома. Добиться плавного звуковедения и звукоизвлечения — тоже непростая для юных гитаристов задача, но занимаясь под руководством Алексея Евгеньевича, они с ней справляются. Кому‑то на это, учитывая природные способности, нужно больше времени, кому‑то — меньше, но результат, тем не менее, радует всех участников учебного процесса.
— Звук у гитары должен быть приятным, она должна петь. Вот неприятный у каждого с первого раза может получиться, а, чтобы извлечь противоположный, ему нужно долго и упорно работать. На уроках мы с ребятами много внимания уделяем этому, — подчеркивает Алексей Доценко. — Дети постепенно привыкают к инструменту, чувствуют его, начиная со второго полугодия первого класса. Именно тогда мы впервые останавливаемся на вопросах звуковедения. Там есть над чем работать и в правой руке, и в левой, и в части синхронности.
Педагог убежден, что и через несколько десятков лет гитара по-прежнему будет популярна, ведь это один из немногих мультиинструментов, на котором можно исполнить произведения самого разного жанра и эпохи создания. По его словам, на гитаре гармонично «смотрятся» Бах и Моцарт, классические произведения более позднего периода, современные композиции, в том числе и из кинофильмов. А вот фортепианные произведения XX столетия, например, сонаты и партии из опер С. Рахманинова, даже с учетом их переложения, будут выглядеть инородно. Да, нить музыки исполнителю, возможно, и удастся передать, а вот ее содержание, образы, заложенные композитором, — увы. Но придет время, и столь монументальные произведения тоже будут доступны в гитарной версии.
В мире музыки
Для людей, далеких от мира музыки, ноты — своего рода иероглифы. Для музыкантов же — это легкая и понятная грамота, позволяющая видеть произведение в совокупности нот, музыкальных фраз, ритмических оттенков. Исполнительское искусство «народники» Моршанской ДШИ также постигают на репетициях оркестра русских народных инструментов. Как в свое время и домристы, он достался Алексею Доценко в наследство от предшественников. Всего в коллективе почти 30 человек, подавляющее большинство из них — гитаристы. В оркестре они осваивают новые для себя инструменты. Гитар, по понятным причинам, в составе нет, зато есть домры, балалайки…
— Аккомпанирующие балалайки в оркестре представлены хорошо и со своей задачей справляются, а вот исполнительский уровень прима-балалайки надо поднимать, — говорит Алексей. — Но, к сожалению, на данный момент у нас в школе нет педагога-балалаечника, поэтому приходится подстраиваться под обстоятельства.
В итоге он вынужден выбирать репертуар, исходя из исполнительских возможностей коллектива, вносить коррективы в нотные партитуры. Это помогает максимально расширить диапазон доступных произведений. Сейчас коллектив исполняет русские народные песни и старинные вальсы, музыку из популярных кинолент и мультфильмов, классические композиции, которые у всех на слуху. Оркестр выступает не только в стенах школы, но и на городских площадках, участвует в конкурсах и тематических акциях.
— Для меня гитара — особый инструмент, — признается педагог. — Она созвучна любому настроению и состоянию души, любому возрасту и социальному статусу. В ней — жизнь.