Эту тамбовскую группу под скромным названием Display на концертах в родном городе можно увидеть нечасто. Хотя это, безусловно, одна из самых профессиональных тамбовских рок-команд, создающих очень интересную, многоплановую музыку с развернутыми темами, гармоническими отклонениями и красивыми мелодиями, помноженными на эффектный драйв. Не так давно Display можно было услышать на фестивале «Рок над Студенцом», что сразу выделило ее из множества исполнителей. Изысканную музыку и плотный хорошо отстроенный звук – настоящие поклонники рока отметили сразу, и было это неслучайно. Ведь ко всему этому команда шла многие годы, и путь этот нелегок. А о сложностях этого пути и вожделенной звезде успеха, заманчиво сияющей впереди, с корреспондентом «ТЖ» поделился лидер команды Кузьма Якимов.
Единство разнообразия
— Кузьма, те, кто вас слышал, обычно спорят насчет вашего стиля. Точнее, не могут понять, в чем же он состоит? А как бы ты сам определил направление музыки Display?
— Я бы назвал это альтернативным роком. Но это не та «альтернатива», которая понимается как стиль в противовес классическому року. Для нас альтернатива – это когда ты не привязан к каким-то определенным рамкам, одному узкому направлению. Это широкое понятие, которое может включать в себя много различных элементов, комбинаций и заимствований из разных стилей, в отличие от групп, играющих в очень конкретных направлениях, типа пауэр-метал, глэм-метал, хард-рок и тому подобное. То есть, мы творим, как чувствуем. И если у нас появляется композиция с элементами джаз-рок, а затем поп-рока, то почему бы и нет? Главное, чтобы музыка была качественной. Такой вот простой сложный принцип.
— А это – не отсутствие стиля?
— Понимаю, что ты имеешь в виду. Например, я очень уважаю такую великую группу как AS/DS, основа успеха которой – жесткое следование одному весьма узкому направлению, за что, собственно, ее и любят. Но лично я больше получаса эту команду слушать не могу. При всем уважении к их мастерству и профессионализму. Мне предпочтительней Led Zeppelin, у которой своя узнаваемая манера, но каждый альбом разный. Каждый музыкант создает музыку, выбирая по себе, то есть он «слышит, как дышит».
— В таком случае, кто ваша публика? Точнее – для кого вы играете, для себя или для публики?
— Мне кажется, что каждый музыкант должен делать музыку, в которую он верит, которая нравится именно ему. Если он верен своей идее – публика найдется и пойдет за ним. Поэтому мы в первую очередь хотим быть преданными своей идее, играть и сочинять то, что нравится. И это может меняться.
Дорогой секрет свободы
— Кузьма, если говорить об истории группы, то сколько лет уже существует Display?
— Под этим названием мы с 2018 года, хотя группа существовала и до этого, состав менялся, и это были поиски себя и своего лица. Но еще со школы у нас образовался авторский тандем: я как гитарист, и вокалист Максим Аркелов. Поначалу, как и все школьные ансамбли, играли каверы на композиции известных западных групп, а потом постепенно начали делать свои вещи. Конечно, можно было пойти по пути кавер-групп, что будет востребовано определенной публикой, но, на мой взгляд это уже к творчеству не относится. Команда может быть по-настоящему творческой единицей лишь со своим авторским репертуаром. И, конечно, была задача записать свой авторский альбом. Занимались мы этим довольно мучительно в техническом смысле аж в течение пяти лет, но к 2019 году он был, наконец, готов. Это был англоязычный альбом, в который мы вложили много сил, выложили на интернет площадках, а презентацию устроили в зале учебного театра ТГУ.
— А почему — англоязычный, ведь мы живем в России, где принято слушать тексты песен?
— Для нас это было совершенно естественно. Во-первых, мы воспитывались на англоязычной музыке. Во-вторых, для нас музыкальная составляющая была и остается на первом месте. А подбирать к готовой мелодии английский текст и петь его гораздо легче из-за самого построения этого языка. Русский текст написать на конкретную мелодию гораздо сложнее. Но как раз из-за англоязычных песен у нас возникли проблемы с продвижением альбома. Эти песни не брали на радио, а нас не брали на фестивали, выдвигая странный аргумент: «А вдруг вы в своих песнях к насилию призываете?!». Хотя все тексты можно прочитать и перевести, что в наше время люди должны уметь делать. Потом пришла пандемия, когда с выступлениями стало вообще туго, но мы времени не теряли, и работали над новым альбомом, уже на русском языке, который сейчас почти готов. А главное, мы сейчас смогли, наконец, исполнить свою давнюю мечту – заиметь свою студию с приличной аппаратурой для записи, которую мы сейчас арендуем. То есть, в этом плане, мы добились автономии, получив свободу. Конечно, в это пришлось здорово вложиться финансово, но в результате мы приобрели самое ценное в наше время – само время. Нам теперь не надо разыскивать место, аппаратуру для сессии, и мы можем в любой момент претворять свои идеи в звуке, а значит, — в жизнь.
Уроки музыки
— Кузьма, понятно, что упорство и целеустремленность творят чудеса. Но ведь любовь к музыке возникает не на пустом месте, как ты сам к музыке пришел?
— Скажу сразу – мне повезло с родителями, они мне в этом помогли и направили на верный путь. Мой отец Александр Якимов – известный в Тамбове музыкант, гитарист ансамбля «Русский романс». В свое время он играл в рок-группе, которая тоже называлась «Дисплей», и это название наша команда переняла с благословения отца. Не удивительно, что музыка была со мной с самого раннего детства. Конечно, родители отдали меня в музыкальную школу, где я восемь лет занимался по классу фортепиано. Не то чтобы, поначалу, с любовью к этому инструменту, но, взрослея, в старших классах школы стал понимать насколько это важно. А гитарой увлекся самостоятельно, где-то в 11 лет. И буквально перевернул мое сознание мой заочный учитель, один великий гитарист. Не трудно догадаться, какой…
— И это Ричи Блэкмор?
— Ну, конечно же, Блэкмор. У отца были пластинки Deep Purple и Rainbow, и я ими просто заслушивался. Манера игры Блэкмора, конечно, неподражаема, но он произвел революцию в музыке и открыл для меня главное, сделав гитару, которую у нас в стране в основном воспринимают как аккомпанирующий инструмент, выразителем эмоций и чувств. Пускай, порой, агрессивно, но зато потрясающе. А другой мой заочный учитель – Майкл Джексон. Его музыка – это настоящая школа, где он соединил в едином калейдоскопе самые разные стили. И все это просто не может не вдохновлять. К сожалению, у сегодняшнего поколения молодежи ценность музыки стала намного ниже, чем была у нас. Сейчас музыки огромное количество, не переходящее в качество. Ребята слушают ее в интернете, и в среднем всего по 15 секунд от начала каждой композиции. В результате она становится лишь фоном во время повседневных дел. Музыку разучились слушать, и это печально. Но музыканта это не может остановить, так что мы все равно будем стремиться идти вперед.
— Но, Кузьма, ведь твоя основная профессия – преподавание истории. Как удается это совмещать с музыкой?
— Когда моя учительница в школе сказала, что я буду преподавать историю, я только и смог воскликнуть: «Да вы что! Такого быть не может!». Но она как в воду глядела, а в историю меня влюбили преподаватели и в школе, и в вузе, с которыми мне очень повезло. Да, теперь я преподаю историю студентам, одновременно занимаясь и научной работой. И это прекрасно сочетается с музыкой.
— Близкие люди поддерживают твое увлечение?
— Отец – настоящий фанат нашей группы! А вот супруга, бывает, относится критично. Но это вполне нормально. Я сам критично отношусь к некоторым нашим вещам, но все это лишь добавляет творческого драйва. Нынешний состав «Дисплея» устоялся с 2021 года. Кроме меня и Максима, это басист Антон Рябых и барабанщик Анатолий Любин. А порадовать наших фэнов мы надеемся на презентации нового альбома, очевидно, в феврале будущего года. Такая вот история с музыкой…