Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Статьи / Культура

Спектакль «Последний срок» по повести Валентина Распутина стал самым титулованным проектом молодежного театра за прошлый год

Культура
Фото: Вадим Панов

Сценография спектакля (12+) отмечена Золотым дипломом престижной Международной премии «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реа-лизованный проект театральной декорации». Художник — Евгений Никоноров. Кстати, в международный совет и жюри премии «Золотой Трезини» входят представители 30 стран. Почётный председатель Международного совета премии — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

По итогам XIII Тамбовского театрального фестиваля «Итоги сезона 2021-2022» постановка признана лучшей в следующих номинациях: 

«Событие» — наиболее значимый, яркий, интересный спектакль сезона. Лауреат — режиссёр Михаил Егоров. 
«Надежда» — лучшему молодому актёру сезона. Награду получил Елтунов Дмитрий за исполнение роли Михаила. 
«И мастерство, и вдохновенье...» — за большие творческие достижения в прошлом и яркую актёрскую работу в этом сезоне. Обладателями наград стали Людмила Кожаева за исполнение роли Анны и Елена Фёдорова за исполнение роли соседки Миронихи. 
Молодёжное жюри Открытого фестиваля молодёжных театральных коллективов «Виват, театр!» также признало этот спектакль лучшим.

Им есть, к кому ходить

Ручное передвижение сценического деревянного круга передаёт годовой круговорот жизни. На этом символическом круге жизни разворачивается всё действие спектакля. Усохшие пирамидки деревьев, серые стены и звуковые эффекты напоминают традиционный деревенский быт. 

Главная героиня повести, восьмидесятилетняя Анна (актриса Людмила Кожаева), чувствуя, что жизнь подошла к последней черте, всеми оставшимися силами души желает только одного — увидеть всех своих детей, чтобы, как положено по традиции, благословить их на дальнейшее продолжение жизни, дать им возможность почувствовать родство душ в родительской семье. 

Последний срок — это не только последние дни героини, но и то короткое, единственно оставшееся время, когда дети ещё могут обнять мать и дать ей ощутить, как крепка их кровная и духовная связь с ней. 

Драматизм ситуации не в смерти (человеческая жизнь конечна), а в том, что её приближение показало отчуждение и разрыв духовных связей поколений в новом времени, утрату важных культурных и общечеловеческих ценностей, среди которых, прежде всего, любовь и сочувствие. Людмила Кожаева с напряжённой внутренней силой и естественной выразительностью передаёт душевную боль Анны, которая остро почувствовала материнским сердцем это отчуждение. Не случайно в монологе вос¬поминаний она не жалуется на жизнь, в её памяти остались только светлые события, которые её душа наполнила подлинным смыслом и любовью. Ей горько, что дети не понимают её, ведь, кроме любви к ним, у неё в жизни ничего и быть не могло. А жизнь, наполненная любовью, — это и есть состоявшаяся жизнь. 

Меньше всего Анна боится смерти, зрители ощущают её душевную гармонию, голос умиротворён, но ожидание приезда младшей дочери вносит ноты волнения и нетерпения. Она тихо и неспешно рассказывает о давно прошедшем времени, легко вспоминает, задаёт риторические вопросы, её молчание красноречиво: ей страшно, что родные люди стали чужими не только между собой, но и с ней. 

Она бы и ещё ждала любимую младшенькую, но, не понятая приехавшими детьми, отпускает жизнь. 

Дети не использовали свой последний срок. Старшая Варвара (актриса Дарья Синюкова) решает мелкие бытовые проблемы своей семьи, Людмилу (актриса Татьяна Глазкова) ждёт работа в городе, сыновья Илья и Михаил (актёры Александр Демидов и Дмитрий Елтунов) озабочены предстоящими поминками при ещё живой матери, а младшая Татьяна (Анна зовет её Танчора) так и не приехала. Её появление на сцене (актриса Татьяна Хвостова) объяснимо режиссёрским замыслом материализовать постоянное присутствие Танчоры в мыслях и воспоминаниях родных, настойчивого её ожидания всеми. Фантомность образа тревожит, создаёт неоднозначное впечатление ангела, видения или посланника из другого мира, наводит на мысль о возможном неблагополучии. Все актёры сыграли ярко выраженные характеры, резко отличающиеся от главной героини. Более сложным кажется только Михаил, который в конце спохватывается и, по сути, признаётся в своей глубокой привязанности к матери. Его жена Надя (артистка Надежда Петрушова) несколько суетливо, но старательно заботится о свекрови. 

Близким и родным человеком для Анны остаётся, пожалуй, только соседка Мирониха, подруга всей жизни, немного моложе её. Актриса Елена Фёдорова в пронзительно драматической стилистике сыграла эту роль. Её Мирониха, живая, непоседливая, игривая, с удовольствием подтрунивает над Анной, пытаясь вывести её из оцепенения, радостно утешает старуню, с отчаянием рассказывает о событиях собственной одинокой судьбы и думает в это время, что «хорошо бы им со старухой умереть в один час, чтобы никому не оставаться на потом». Подтекст роли глубоко драматичен, и актриса справилась с задачей на высшем уровне. Эмоционально-психологическая волна её игры имеет множество тонких оттенков — от грубоватой иронии, деланного смеха «для утешения» подруги, отчётливой смены настроения (воспоминания больно её ударили) до упадка сил и обильно пролитых слёз. 

Скорее всего, все старухи в деревне уйдут из земной жизни с достоинством, поскольку точно знают: им есть к кому уходить, каждая из них чувствует неразрывную связь с прошлыми и будущими поколениями людей. 

Спектакль актуализировал сложные духовно-нравственные проблемы, столь характерные для нашего времени. После него есть, о чём размышлять, и хочется возвращаться к нему ещё и ещё. 

Авторы: